26 марта 2012
О современном дизайне устами профессионалов

23 марта 2012г. на отделение искусств Института филологии и искусств Казанского федерального университета состоялось очередное заседание художественно-литературного салона «Ренессанс».

Благодаря избранной теме – «Современный дизайн: особенности и перспективы развития в Татарстане» – мероприятие прошло в более широком, чем обычно, формате. Вместе с традиционными участниками – студентами и преподавателями Института филологии и искусств, в заседании участвовали представители Казанского государственного университета культуры и искусств.

Проблемы и перспективы современного дизайна волнуют всех, поскольку человек неотделим от материальной стороны своего бытия. Однако нечасто удается заглянуть в творческую кухню дизайнера и узнать, каким образом создаются те или иные проекты, что служит творческим импульсом и т.д. Гости салона: Искандер Зиннурович Раузеев – председатель Татарстанского отделения Союза дизайнеров России, Марина Михайловна Мухтарова – директор по развитию казанского дизайн-портала, Тимур Рашидович Нугаев – руководитель проектного бюро «Ивар», Александр Викторович Сергеев – зав. кафедрой дизайна КазГУКИ - всесторонне осветили проблемы спроса и предложения в соответствующем сегменте рынка труда, специфику продвижения проектов, слагаемые конкурентоспособности дизайнера.

В отличие от других творческих профессий дизайнер не может работать «в стол», смысл его труда – в практически-преобразовательной деятельности. Поэтому гости салона подчеркивали особую значимость коммуникационной компетентности дизайнера, щедро делились опытом поиска партнеров и методикой самопрезентации. Это и работа в профессиональных союзах и объединениях, размещение информации о своих проектах в интернете, участие в конкурсах и т.д. Информация, полученная не просто от успешных дизайнеров, а от тех, кто сегодня определяет развитие дизайна в Татарстане, уникальна, она не только обогащает опыт, но и формирует профессиональное мировоззрение. Судя по активности и разнообразию вопросов, будущие дизайнеры осознали это вполне. Особый интерес у студентов вызвала работа проектного бюро «Ивар», поскольку его руководитель Т.Р.Нугаев – недавний выпускник КГАСУ.

Возникнув как необходимая составляющая промышленного производства, дизайн сегодня успешно развивается. О перспективных направлениях дизайна, в том числе и на кафедре изобразительного искусства и дизайна КФУ, рассказал заведующий кафедрой Расых Фарукович Салахов. Философия современного дизайна – создание условий для человеческой деятельности, совершаемой по законам красоты – потребовала дифференциации специализаций дизайнера. Профессорско-преподавательским составом кафедры разработаны новые стандарты по направлениям эко-дизайн, этно-дизайна и дизайн рекламы, что обеспечивает студентам новые возможности профессионального развития.

Как известно, «серьезное лицо - еще не признак ума», хорошая шутка уместна в любом разговоре. В качестве таковой на заседании состоялся показ коллекции «Вне времени» студии-костюма «TATAR STYLE» отделения искусств ИФИ (руководитель доцент Р.И. Салахова). Трудно судить о функциональности моделей, поскольку они отчетливо ориентированы на концепцию футуродизайна, однако другим требованиям классического дизайна – лаконичности, строгости, отсутствию неоправданной орнаментальности коллекция полностью отвечает.

Когда тема обсуждения выбрана удачно, разговор идет в режиме диалога и быстро переключается на обсуждение реальных проблем. Так случилось и на этот раз: спонтанно возникали новые замыслы, рождались предложения о деловом сотрудничестве, в частности о совместной работе архитекторов-реставраторов и дизайнеров в восстановлении исторических зданий Казани.

Классическая и современная, в стиле этно, музыка в виртуозном исполнении студентов Лейсан Мухаметзяновой и Никиты Савельева придала заседанию салона эмоциональную выразительность.

Два часа профессиональной глубокой беседы протекали, не прерываясь, как будто сами по себе, что обеспечивается только высоким мастерством ведущего. Михаил Константинович Яо искусно направлял выступления гостей, обеспечивал диалог со слушателями, обобщал, комментировал, деликатно и настойчиво раскрывая идею заседания: гуманистический потенциал современного дизайна. В конце прошлого – начале нынешнего веков произошел окончательный отход от технократической концепции дизайна. Принцип антропоцентризма современного дизайна потребовал обращения к проблемам эргономики, цветового климата, а в конечном счете основывается на интересе к человеку и его потребностям.

В дизайне не существует мелочей, поэтому было бы несправедливым, говоря о литературно-художественном салоне, не отметить прекрасно выполненные афиши и пригласительные билеты (автор Р.Ф. Салахов). Уникальность афиш, подготавливаемых к каждому заседанию салона, их художественно-образное и полиграфическое единство требуют отдельного рассмотрения.

Светлана Бородина