23 мая 2013
Межконфессиональный диалог в полиэтничном пространстве Европейского Востока в КФУ

Смотри видео

Сегодня, 23 мая, в Казанском федеральном университете состоялась церемония открытия Международной научной конференции «Социокультурный потенциал межконфессионального диалога в полиэтничном пространстве Европейского Востока». Организаторами выступили Казанский федеральный университет, Академия наук Республики Татарстан, Российский исламский институт.

В мероприятии принимают участие ученые из Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Польши, Турции, Нидерландов, Ливана, США, а также из городов России: Йошкар-Олы, Уфы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Ставрополя и Москвы.

Череду вступительных речей открыл проректор по внешним связям КФУ, директор Института востоковедения и международных отношений Линар Латыпов. «Данная конференция проводится не только для того, чтобы просто заслушать доклады друг друга, а чтобы обменяться мнениями. Кроме того, важно, что на подобных мероприятиях всегда делаются заметки. Очень хотелось бы, чтобы у нас родились совместные новые идеи. Хочу пожелать всем успешной работы», ‑ сказал он, в частности. 

Директор Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Рафаиль Хакимов, в свою очередь, зачитал обращение к участникам конференции Председателя Государственного Совета РТ Фарида Мухаметшина. Плодотворной работы ученым пожелал и директор Института истории КФУ Рамиль Хайрутдинов.

Первая сессия конференции была посвящена теории и методологии изучения межцивилизационного диалога как фактора устойчивого развития общества и началась докладом президента Открытого Международного Университета Диалога Цивилизаций, профессора Ливанского университета Фараха Сухейля. Он рассказал о перспективах социокультурной динамики диалога культур и конфессий. Ученый выделил две простые формы связей между цивилизациями: враждебная и дружественная. О современном мире Фарах высказался так: «На наших глазах происходит разрушение традиционных ценностей, самобытности культур». Это, по его мнению, напрямую связано с глобализационными и псевдодемократическими процессами. «Наше богатство в разнообразии, а это пытаются разрушить, ценности рынка довлеют над всем!» ‑ утверждает профессор Сухейль. В современном мире английского языка важен только доллар, а то, что происходит сейчас на Ближнем Востоке, – ошибочный путь, считает он. Выход ученый видит в равноправном диалоге и партнерстве. «Необходимо создать условия для сближения, исключить поводы к конфликтам, объединить свои силы для решения мировых проблема, в том числе социальных (бедность, болезни) и экологических», ‑ заключил представитель Ливанского университета.

Следующий доклад напрямую касался нашей республики. Рафаиль Хакимов раскрыл модель Татарстана в иерархии идентичностей в социокультурной динамике общества. «В 1990-е годы мы смогли пройти путь, конфликтный путь. Он, к счастью, не дошел до военного. Исследования показывают, что стабильность нашего региона с каждым годом укрепляется», ‑ начал свое выступление Хакимов. Он раскрыл проблемы диалога и выделил модели развития этносов, где закрытая модель «резервации» и открытая модель, дающая возможность перейти к диалогу, выступают противоположностями. Любая идентичность, по мнению Хакимова, устанавливает границы защиты, и это нормально. «Даже человек без границ становится антисоциальным, вопрос в том, насколько она закрыта или открыта», ‑ говорит ученый. Разграничение на «свой – чужой» – это враждебное явление, является характерной чертой радикальных групп. Сегодня привнесение раннего средневековья в религиозную жизнь 20 века, по мнению Рафаиля Сибгатовича, привело к возникновению малодуховных  групп – радикалов.

Весьма познавательной оказалась та часть доклада, где Хакимов привел результаты социологических исследований, показывающие разнообразие идентичностей в России: среди них этничность, религиозность, региональность, гражданственность, космополитизм. Особенность Татарстана в том, что они не вступают в конфликт друг с другом. «Они не противостоят друг другу, и это та основа, на которой строится модель Татарстана», ‑ пояснил ученый.

Хакимов также озвучил интересную мысль о том, что разрушение идентичности ведет к определенным негативным последствиям. К примеру, по его мнению разрушение религиозности во время предреволюционных процессов Российской империи привело к возникновению «демонического», что и явилось основой общественного конфликта того времени. «Чтобы сдержать эти процессы, общество вынуждено было ввести диктатуру». В заключение Рафаиль Сибгатович сказал: «Если мы видим сейчас в арабском мире «арабскую весну», то нужно ждать в ближайшее время и арабскую деспотию».

В рамках первой сессии конференции были представлены доклады различной тематики. Профессор кафедры  всеобщей истории Марийского государственного университета Юлия Обидина раскрыла современные методологические подходы к изучению межцивилизационных отношений. Представитель Республики Казахстан профессор Марат Надыров рассказал о межконфессиональном диалоге мировых религий в контексте Восток - Запад. А профессор Амстердамского университета (Нидерланды) Михаэль Кемпер затронул тему «православно-исламского языка» межконфессионального диалога. Докторант университета Дьюка (США) представил доклад на тему «Конфессиональная история России в новейшей англоязычной литературе».

Историки КФУ также выступили в рамках первой сессии: профессор кафедры истории древнего мира и средних веков КФУ Герман Мягков рассказал об историческом образовании как факторе формирования толерантного сознания, а заведующий кафедрой политической истории КФУ Ринат Набиев выступил с докладом на тему «Общественные институты на поликонфессиональной площадке: цикл работ «Культура, религия и общество» как научно-практический комплекс».

Конференция продлится два дня по четырем секциям. Сегодня состоялось заседание секции «Политико-правовое регулирование социокультурных процессов и межконфессиональных отношений». Завтра участники мероприятия обсудят социокультурный потенциал традиций межконфессионального диалога и этнокультурные и богословско-теологические основания этноконфессиональных отношений.



Источник информации: Наталья Дорошкевич, фото Дианы Поваровой, Юлии Карповой, Салавата Набиева