29 апреля 2013
проект Резолюции по итогам круглого стола от 19 апреля 2013 года по теме: "Новое в федеральном и региональном законодательстве о высшей школе" (Казань, Казанский федеральный университет)

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

 по итогам проведения КРУГЛОГО СТОЛА  на тему: «НОВОЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

(Казань, Казанский федеральный университет, 19 апреля 2013 года).

 

         Участники круглого стола констатируют решающую роль образования в  экономическом и социальном развитии государства и общества, а также в обеспечении национальной безопасности. В условиях обострения социально-экономических и экологических глобальных проблем, в условиях кризисных явлений современной рыночной экономики, достаточно противоречивого развития российского государства и общества существенно возрастает роль компетентности и уровня профессиональных знаний каждого гражданина, проживающего в российском государстве. Принятый в 1992 году Закон Российской Федерации «Об образовании» заложил правовые основы создания и деятельности образовательных организаций на основе различных форм собственности, сформировал правовые предпосылки для широкого международного сотрудничества таких организаций. Однако за прошедшие двадцать лет концепция указанного закона явно отстала от современных потребностей государства и общества в сфере образования, а многочисленные изменения и дополнения, внесенные в данный закон, свидетельствуют о невысоком уровне законодательной техники закона.

Актуальность и своевременность задачи обновления законодательства в области образования была обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, необходимостью интеграции российского образования в мировое образовательное пространство, с другой – ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования. Основной идеей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере высшего образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вступает в действие с 1 сентября 2013 года. В связи с принятием данного Закона подлежит отмене ряд принятых ранее законов, в том числе и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Основными преимуществами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  является законодательная регламентация таких новых форм обучения, как дистанционное обучение, использование электронных образовательных ресурсов, внедрение сетевого взаимодействия образовательных организаций, кредитно-модульной системы, создания базовых кафедр на предприятиях и т.д. К числу достоинств данного Закона, несомненно, следует отнести прослеживающуюся в его содержании тенденцию систематизации правового регулирования образовательных отношений, превращения в общие нормы (генерализации) ряда имеющихся частных правил, пополнения законодательства об образовании новыми институтами.

Принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» потребовало соответствующего изменения регионального законодательства в этой сфере. В связи с этим в Республике Татарстан в настоящее время идет работа над проектом закона Республики Татарстан «Об образовании» (далее – проект закона Республики Татарстан об образовании). Указанный закон призван урегулировать отношения в сфере образования на уровне региональной компетенции, в том числе вопросы преподавания государственных языков Республики Татарстан, порядка установления требований к одежде обучающихся, должного кадрового обеспечения  региона. Отдельного внимания также заслуживает вопрос о взаимодействии Российской Федерации и регионов в сфере развития высшей школы, в том числе, в сфере деятельности федеральных университетов. В этой связи в Республике Татарстан в настоящее время разрабатывается Закон «О государственной поддержке Республикой Татарстан  федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (далее – проект закона о поддержке КФУ). Среди важных вопросов, подлежащих урегулированию в законе, – вопрос о возможности финансовой поддержки  развития Казанского федерального университета. Актуальность вопроса возрастает на фоне прямого закрепления в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в качестве целей деятельности федеральных университетов  «обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации».

Участники круглого стола по итогам рассмотрения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», проектов законов Республики Татарстан об образовании и о поддержке Казанского федерального университета отмечают необходимость законодательного урегулирования остающихся нерешенными вопросов  в сфере образовательных отношений и предлагают:

 

1.              Выступить с законодательной инициативой:

- о необходимости правовой регламентации отношений в сфере высшего образования путем принятия отдельного федерального закона о высшем образовании либо путем дополнения принятого Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отдельной главой, содержащей нормы о правовом статусе образовательных организаций высшего образования, включая положения о системе органов таких организаций, характере управления, о структуре таких организаций;

- о сохранении в законодательстве ныне существующего деления вузов на виды (академия, университет, институт);

- о сохранении в федеральном законодательстве нормы, предусматривающей полномочия гражданского вуза по принятию устава, по определению структуры управления вузом и проведению выборов ректора (за исключением федеральных университетов);

- о дополнении п.5 ст. 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вторым абзацем следующего содержания: «К имущественным и личным неимущественным отношениям, основанным на равенстве сторон, административным, финансовым, трудовым и иным отношениям, формирующимся в сфере образования, применяются нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». При отсутствии соответствующих положений в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» для регулирования соответствующих отношений применяются нормы гражданского, финансового, административного, трудового и иного законодательства».

 

2. Признать важность поддержки федеральных вузов на уровне субъектов Российской Федерации. При этом в качестве форм такой поддержки участники круглого стола предлагают использовать  следующие способы ее осуществления: 1) предоставление федеральным вузам имущества (объектов инфраструктуры, основных средств, оборудования) в безвозмездное пользование; 2) передачи соответствующего имущества в собственность Российской Федерации для последующего его закрепления за федеральными вузами на праве оперативного управления при условии соблюдения процедуры внесения в действующий Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» соответствующих изменений в части учета в расходах федерального бюджета затрат на содержание переданного имущества;

3) предоставление финансовой поддержки федеральным вузам со стороны субъекта Российской Федерации путем внесения соответствующих изменений в действующий Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»  в части отражения направляемых из бюджета субъекта Российской Федерации сумм в доходной части федерального бюджета (посредством реализации механизма межбюджетных трансфертов).

 

3.     Выступить с законодательной инициативой:

- о внесении в п. 2 ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» положения, согласно которому в качестве существенных условий договора об образовании  включить условие об ответственности организации, осуществляющей образовательную деятельность, перед обучающимся, родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица за предоставление некачественного образования;

- о внесении в ст. 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» изменений, согласно которым будет дан исчерпывающий перечень оснований освобождения гражданина, заключившего договор о целевом обучении, от обязательства по трудоустройству;

- об обеспечении должного правового оформления статуса руководящих, педагогических и иных работников организаций высшего образования;  о выделении в отдельные группы лиц, непосредственно связанных с обеспечением процесса воспитания и обучения (лаборанты, методисты, тьюторы специалисты по профориентации и др.) и лиц, создающих необходимые условия и предпосылки для успешного осуществления  процесса воспитания и обучения (административно-хозяйственный, инженерно- технический, производственный, учебно-вспомогательный и иной персонал);

- о формировании перечня медицинских противопоказаний для работы в качестве педагогического работника образовательной организации;

- об установлении в законодательстве фиксированного минимального размера стипендии и максимального уровня оплаты за общежитие; о закреплении за профсоюзами преимущественного права (по сравнению со студенческими советами) представления интересов студентов.

 

4. Выступить с инициативой создания при Совете ректоров вузов Республики Татарстан Центра образовательного законодательства, формирования в Республики Татарстан Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и получения квалификации (МРЦПК) и создания на его базе Центра общественно-профессиональной аккредитации программ дополнительного образования.

5. Выступить с законодательной инициативой о внесении следующих изменений в проект закона Республики Татарстан «Об образовании»: дополнить часть 9 ст. 13  Закона Республики Татарстан «Об образовании» предложением следующего содержания: «Профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования и организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, вне зависимости от формы собственности, гарантируется предоставление бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан для предоставления профессионального образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в случаях, когда профессиональное образование указанных лиц осуществляется для нужд Республики Татарстан».