26 апреля 2013
Управленцев воспитывать с... детсада

В минувшее воскресенье впервые в России отмечался День местного самоуправления. А что нужно для успешного развития любого города, района или села, любого муниципального образования? Квалифицированные кадры. Сейчас в этой сфере наблюдается своеобразный парадокс, когда все вакансии заняты и, тем не менее, ощущается «кадровый голод», так как не хватает профессионалов.

Насколько территория может выиграть от того, что ее руководитель мыслит перспективно и нестандартно, а также не боится реализовывать свои идеи, показывает пример небольшого российского города Мышкина. В начале 90-х годов о нем практически никто и не слышал, но благодаря находчивости тогдашней команды городок стал развиваться как туристический центр. А началось все с музея… мыши, экспонатами которого стали самодельные мышки самого разного калибра. Сейчас здесь построен туристический комплекс, где в честь маленького грызуна выстроен целый дворец, работают гостиницы, рестораны, базы отдыха, проводятся различные фестивали. Так «мышиная идея» превратила обычный бесперспективный городок в преуспевающий центр туристического бизнеса.

Таких новаторов в муниципальной сфере, которые не просто придумывают идею, но еще и находят возможности для ее реализации, не так уж и много, если не сказать – единицы. На сегодняшний день муниципальный работник должен уметь как минимум ориентироваться в постоянно меняющемся законодательстве, знать свои права и обязанности и уметь этим пользоваться. Подготовка специалистов для сферы управления муниципальными образованиями ведется во многих вузах, однако в республике локомотивом в этой сфере является Казанский федеральный университет, в структуре которого созданы Высшая школа государственного и муниципального управления, реализующая программы дополнительного профессионального образования и подготовки управленческих кадров высшей квалификации для государственной и муниципальной службы, а также Институт управления и территориального развития, на базе которого осуществляется первичная подготовка специалистов. В Татарстане принята программа обучения государственных и муниципальных служащих на 2011–2013 годы, благодаря которой один раз в течение трех лет любой муниципал бесплатно имеет право повысить свою квалификацию. По закону на это предусмотрено 72 учебных часа, такой курс рассчитан примерно на девять дней. Деньги на это выделяются ежегодно из республиканского бюджета как дополнительная субсидия муниципальным образованиям из расчета, сколько людей запланировано обучить.

Насколько территория может выиграть от того, что ее руководитель мыслит перспективно и нестандартно, а также не боится реализовывать свои идеи, п«На мой взгляд, в Татарстане налажена одна из лучших в России систем обучения государственных и муниципальных служащих, – считает директор Высшей школы государственного и муниципального управления Лилия Нургатина. – Во-первых, все образовательные программы формируются на основе результатов ассесмента (комплексной оценки. – Авт.) служащих, в ходе которого выявляются наиболее уязвимые места в системе их профессиональных компетенций. При этом руководство республики предъявляет особые требования к актуальности программ для государственных и муниципальных служащих, и мы стараемся задействовать все ресурсы, чтобы они были сформированы на основе самых современных тенденций и трендов. Исключено повторение содержания программ даже в месячном временном отрезке.

Во-вторых, практически все программы для муниципальных служащих проходят в аудиторной форме, а не в формате дистанционного обучения, которым так часто злоупотребляют поставщики образовательных услуг, стремящиеся как можно легче заработать, зачастую в ущерб качеству образовательного продукта. Ничто не может заменить живого общения слушателя с экспертом.

В-третьих, учеба состоит в основном из интерактивных форм, так как теоретический материал слушатели могут прочитать сами, а те драгоценные часы, которые им отведены, тратятся на обсуждение полученных знаний с ведущими экспертами Татарстана, России, мира.

Наши занятия, кроме традиционных лекций и семинаров, проходят в формате мастер-классов, кейс-обучения, деловых игр, проектных и экспертных сессий, форсайтов, проблемно-инновационных совещаний, «круглых столов». Кроме того, проводятся выездные практические занятия в Госсовете республики, «IT-парке», Национальном архиве Татарстана и в других местах, где можно не только получить информацию, но и увидеть, как все происходит на деле.

Особым блоком хочется выделить тренинги личностного роста, которые проводятся в том числе и для муниципальных работников. Ежегодно у нас повышают квалификацию около трех с половиной тысяч человек.

На сегодняшний день на базе высшей школы действуют 85 программ для государственных и муниципальных служащих – это самое большое количество в Приволжском федеральном округе. Как правило, в подобных учреждениях их насчитывается около 30–40.

И еще одно нововведение. В этом году в план-график обучения служащих введены программы для команд муниципальных администраций. Если до этого практиковался приезд на обучение отдельного специалиста муниципалитета, то сейчас появились программы, направленные на умение формировать конкурентоспособность и системно развивать территорию. Процесс обучения будет построен по принципу case-study (методы конкретных ситуаций, ситуационного анализа), в которых будут отрабатываться навыки выстраивания конкурентной стратегии территории и эффективной борьбы за инвестиции и другие ресурсы.

Помимо повышения квалификации есть программы профессиональной переподготовки в течение двух лет. Если человек приходит в систему государственного и муниципального управления из другой профессиональной сферы, то он может получить дополнительное профильное образование. Тем, кто вошел в федеральный, республиканский или муниципальный кадровые резервы, предусмотрено обучение за счет централизованных ресурсов».

Источник информации: http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-77/10074927/