22 октября 2022
Вопросы наставничества и финансово-патриотического воспитания обсуждали на V Всероссийского форума работников дошкольного образования "Территория детства: современные тенденции и перспективы развития дошкольного образования"

Подробнее о том, как прошел второй день

Второй день Форума начался с приветственного слова генерал-лейтенанта, первого заместителя командующего войсками Уральского округа национальной гвардии, кавалера шести воинских наград, члена комитета по вопросам законодательства и общественной безопасности Законодательного Собрания Свердловской области Тараса Исакова. Он подчеркнул важность духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения и роль дошкольных образовательных организаций.

Спикер Форума, профессор Людмила Моисеева в своем докладе «Наставничество как методология передачи профессионального опыта, основанная на доверии и партнерстве» подчеркнула важность и актуальность наставничества, поделилась опытом Школы наставничества в городе Екатеринбурге. Обратила внимание, что сегодня в век инноваций в современном образовании мы все чаще возвращаемся к мысли о необходимости возрождения такого явления, как наставничество.

Профессор Наталья Кузнецова в своем выступлении отметила, что можно отучиться установленный срок в вузе, получить высшее образование и диплом, но стать профессионалом, квалифицированным работником, создать семью, воспитать и вырастить последующие поколения без принятия и передачи культурно-исторического наследия и опыта невозможно.

Далее были представлены видеофрагменты и комментарии по внедрению парциальной программы финансово-патриотического воспитания «Россия: Баланс ценностей» (автор Н.А.Кузнецова) в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций. Был представлен опыт работы дошкольных образовательных организаций: МБДОУ -детский сад комбинированного вида №18 г.Екатеринбурга (Казарян Ольга Станиславовна, заведующий), «Детский сад комбинированного вида №595 «Казачок» (Данилкина Елена Анатольевна, заведующий), МАДОУ «Детский сад №44 «Серебряное копытце», г. Сухой лог Свердловской области (Трофимова Мария Михайловна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе), МАДОУ - детский сад комбинированного вида №25 г.Екатеринбурга (Маточкина Ольга Александровна, педагог), МАДОУ - детский сад комбинированного вида №559 (Плотникова Елена Александровна, педагог), МАДОУ «Детский сад №501», г.Екатеринбург (Королева Наталья Николаевна, заведующий) и др.

В завершение Форума наградили победителей конкурса «Ступеньки финансовой грамотности» и присвоение звания «Педагог-наставник» в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста по технологии «Норма плюс» педагогам Уральской школы наставничества.

По итогам работы секций выступили модераторы Форума:

Секция 1. «Качество дошкольного образования как драйвер развития дошкольного образования», модератор Малова Ольга Николаевна, исполняющий обязанности заведующего кафедрой дошкольного, кандидат педагогических наук, доцент БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» отметила, что на секции было заслушано 7 докладов. Обсуждались актуальные вопросы. Предоставлена возможность услышать разные точки зрения. Хочется верить, что это поможет скорректировать направления развития дошкольного образования. Всем огромное спасибо и успехов!

Секция 2. «Моделирование образовательной среды дошкольной образовательной организации с ориентиром на культурный код России», модератор Гоголева Гульнара Магдановна, руководитель отдела МБОУ ДПО «Научно-методический центр» г.Уфа, Республика Башкортостан поблагодарила спикеров за столько гениальных идей и возможностей. Очень много интересного получила от Форума, хочется и дальше узнавать, познавать. Спасибо организаторам. Спасибо всем коллегам за подготовленные выступления и то, что делились своим опытом.

Секция 3. «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях ФГОС дошкольного образования», модератор Николаева Галина Николаевна, методист муниципального бюджетного учреждения «Управление дошкольного образования» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан - Большое спасибо организаторам педагогического форума. Действительно, было интересно слушать выступающих. Есть огромное желание работать дальше! Будьте все здоровы и счастливы!

Секция 4. «Инновационные подходы в дошкольном образовании», модератор Новикова Татьяна Владимировна, педагог МБДОУ №30 «Улыбка» Елабужского муниципального района Республики Татарстан Два дня плодотворной работы показали огромный спектр возможностей по объединению усилий дошкольных образовательных организаций, семьи и педагогических вузов, которые задают вектор трансформаций. Было актуально, полезно и конструктивно! Спасибо!

Секция 5. «Контент здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных практиках», модератор Лобанова Лейсан Ринатовна, главный специалист по дошкольному образованию МКУ «Отдел образования» Мензелинского муниципального района Республики Татарстан - Сказать «понравилось» – это ничего не сказать. Большое спасибо организаторам за возможность ознакомиться с современными тенденциями в развитии дошкольного образования в нашей стране и в ближнем зарубежье. Все доклады были представлены качественно, вызвали интерес у участников Форума.

Секция 6. «Здоровье развивающей педагогики. Севериков Алексей Анатольевич, директор АНО «Информационно-аналитический центр» педагог Гатчинской гимназии им. К.Д. Ушинского, г. Санкт-Петербург - Выступления именно практиков, а не только теоретиков, своего дела, говорит о высоком профессионализме наших спикеров, а также о том, что нам педагогам, всегда есть чему поучиться, чтобы в дальнейшем использовать полученные знания, новую информацию в своем педагогическом процессе. Миф познания постоянно меняется и развивается, а нашей задачей является стремление максимально возможно соответствовать этим тенденциям и изменениям. Именно такую задачу поставил Форум и ее выполнил.

Заведующий кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Фарида Газизова подвела итоги Форума: всего приняло участие более 40 спикеров из 37 образовательных организаций, более 250 участников (Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Пермь, Волгоград, Петрозаводск, Барнаул, Рыбинск), Республики Татарстан (Казань, Нижнекамск, Альметьевск, Мамадыш, Набережные Челны, Чистополь, Азнакаево, Камское -Устье и др.), Республики Башкортостан (Уфа), Республики Чувашия (Чебоксары), Ямало-Ненецкий автономный округ (Ноябрьск), Республики Узбекистан (Коканд), Республики Киргизия (Бишкек).

Форум прошел при активной поддержки Министерства образования и науки Республики Татарстан: начальника отдела дошкольного образования  Хисамиевой Йолдыз Шамилевны и ведущего консультанта отдела дошкольного образования Сидоровой Татьяны Александровны.

Особенно важно участие в Форуме ведущих российских специалистов (Казунина Ирина Ивановна, заместитель руководителя федерального экспертного совета Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России», Дядюнова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, Ученый секретарь АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный эксперт Национальной родительской ассоциации Воскобович Вячеслав Вадимович, автор развивающих игр, технологии «Сказочные лабиринты игры». В Форуме приняли участие победители и лауреаты профессионального конкурса Всероссийского конкурса «Воспитатель года России - 2022» (Чимрова Екатерина, г.Чебоксары, Иунихина Тэрэза, г.Барнаул, Пепеляев Евгений, г.Пермь, Хитрова Ольга, г.Рыбинск, Малыгина Наталья, г.Ноябрьск) и Республиканского конкурса «Воспитатель года - 2022» (Хабибуллина Рената, г.Казань, Шлюгина Надежда, г.Агрыз, Шириазданова Лениза, г.Альметьевск, Куцевол Екатерина, пгт Актюбинский Валеева Альбина Набережные Челны, Белова Галина, г.Казань)

В этом году Форум проходил в новом формате, в интеграции ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (г.Екатеринбург), инициатором и организатором выступила Моисеева Людмила Владимировна, профессор, доктор педагогических наук.

Далее была возможность выступить участникам Форума:

«Уважаемые коллеги! Просмотрела (прослушала) практически все выступления в первый день и участвовала в работе во второй день работы Форума. Получила огромное профессиональное удовольствие и стимул к деятельности. Много интересных идей, концепций, стратегий, моделей. В основном, высокий профессионализм и увлечённость работой. Хочу поблагодарить организаторов Форума за качественную подготовку мероприятия. Надеюсь на продолжение работы Форума и продуктивное сотрудничество. Успехов!», - Саво Инна Леонидовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района г.Санкт-Петербург.

«Состоявшийся форум показал достижения российского педагогического образования, направленные на решение задач кадрового обеспечения образования, повышение качества образования на всех уровнях, раскрыл широкую тематическую повестку деятельности педагогических вузов. Результаты форума имеют большую ценность для дальнейшего развития дошкольного образования. Предложенная форма взаимодействия крайне необходима и эффективна для обмена опытом, формирования единого пространства коммуникации всех заинтересованных в развитии педагогического образования, а также для решения оперативных задач подготовки педагогов и для определения проблемного поля и постановки новых стратегических целей развития», - Малозёмова Ирина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедра теории физической культуры Уральского государственного педагогического университета, г.Екатеринбург.

«Благодарим организаторов за формирование онлайн-площадок обмена опытом педагогических вузов по актуальным проблемам развития педагогического образования! Модераторами и спикерами было организовано содержательное и интересное обсуждение вопросов по заявленной тематике. Обсуждение на форуме показало необходимость формирования интерактивных ресурсов по интеграции накопленных вузами решений в виде кейсов», - Перевалова Ольга Юрьевна, педагог МАДОУ «Детский сад №44 «Серебряное копытце», г. Сухой лог Свердловской области.

«Хочется отметить высокий уровень организации и проведения форума. Дистанционная форма существенно расширяет аудиторию данного мероприятия. Представленные доклады позволяют познакомиться с современным педагогическим опытом разных субъектов РФ и дают возможность упрочить профессиональные связи внутри педагогического сообщества. Конечно, традиционная очная форма способствует непосредственному общению специалистов, но дистанционная форма также имеет определенные достоинства, а, следовательно, может и далее использоваться в практике проведения подобных мероприятий. Хочется выразить благодарность организаторам и участникам форума за высокий уровень проведения мероприятия, интересные и актуальные доклады», - Кобилова Эьзозхон Бакировна, доцент Кокандского государственного педагогического института, г.Коканд, Ферганская область, Республика Узбекистан.

«В работе форума я принимала участие впервые. Для меня было интересно и поучительно присутствовать в роли слушателя на педагогическом форуме, на котором обсуждались основные направления развития системы образования и способы решения задач в области дошкольного образования. Всем выступающим большое спасибо за подготовленную информацию, за краткость и доступность в выступлении. Выражаю огромную благодарность организаторам форума за подготовку и проведение данной программы», - Тарасова Надежда Александровна, заведующий МБДОУ «Алексеевский детский сад №6 «Пчелка» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.

Источник информации: Фарида Газизова, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института КФУ