12 апреля 2013
Преподаватели-неудачники, или Ответ на ностальгию по советскому образованию

Есть ли в российских вузах преподаватели 25-45 лет, чьи лекции не оторваны от практики, кого с упоением слушают студенты, чьи выпускники строят успешные карьеры? Да! Доцент Ольга Рыкалина, отвечая на размещенную в понедельник на нашем сайте статью профессора Бориса Ефремова,  призывает перестать ностальгировать, ведь бизнес дает вузам качественных учителей.

Прочитав статью профессора Бориса Ефремова «Кто учит в России», сначала хотела написать к ней комментарий, но потом поняла, что это бессмысленно. Потому что те, кто не согласен со статьей, сразу же получили статус «чиновников от образования». В своей статье не пишу ни названия вуза, ни названий компаний. Уверена, что в комментариях прочитаю про «заказ» и «пиар», «чиновничество» и прочие нелицеприятные вещи и о себе, и о коллегах, и о вузе. Я – университетский преподаватель, и единственное, что я хочу донести до читателей, что существуют разные взгляды, а у нас, в России, почему-то «правда – это только плохое». И если что-то пишут хорошее, то это «пиар» и «куплено». Я не знаю, кому это нужно, но в различных СМИ формируется крайне негативное общественное мнение об высших учебных заведениях. Статью пишу лично от себя, меня действительно задела статья Бориса Ефремова, и не только меня, я в этом уверена.

У американцев есть выражение «look in Russian» (лицо русского), так вот мне очень обидно, что злое и кислое выражение лица называют лицом русского. Так же, как и за то, что постоянный негатив выливается, в том числе, и на мою работу, которую, я уверена, и я, и мои коллеги делаем очень результативно. А результат нашей работы – успешная карьера наших студентов.

Мне сейчас 43 года, почти всю свою сознательную жизнь я проработала в коммерческих структурах. С 1990-х годов прошла путь от менеджера по продажам до директора департамента маркетинга крупной компании. В итоге имею, как мне кажется, достаточно серьезный практический опыт. Последние несколько лет я преподавала, успешно совмещая работу в бизнесе и преподавание. С 2012 года я полностью ушла в университет, а в бизнесе работаю на проектах, совмещая преподавательскую деятельность в нескольких учебных заведениях и коммерцию. По мнению Бориса Ефремова я – неудачник. Да, еще хочу добавить, что «о, ужас», я езжу общественным транспортом, так что я, видимо, пополняю ряды тех, кто «бредет обрызганный из студенческих машин». Есть нюанс: мне не нужна машина, я ее продала, мне она неудобна, но ведь наличие личного авто – это вопрос престижа, да? Получается, что я – вдвойне неудачник.

Мой коллега по кафедре – Николай. Умнейший преподаватель и интересный образованный человек. Владелец небольшого, но очень успешного бизнеса, и ему есть что сказать студентам. По мнению Бориса Ефремова он – неудачник. Коллега Ольга проработала долгие годы в крупных рекламных агентствах Москвы, теперь преподаватель на кафедре. По мнению Бориса Ефремова она – неудачница. Коллега Эльвира – директор по маркетингу крупнейшей гостиничной сети, успешно совмещающая работу и преподавание в университете. Коллега Роман – совладелец серьезного консалтингового агентства, успешно преподающий уже достаточно продолжительный период времени и защищающий докторскую диссертацию. Поверьте на слово, там есть что почитать, и лично у меня нет сомнений, что она пройдет любую проверку. Все мы в возрасте от 35 до 45 лет. Мы – неудачники, да?

Мой непосредственный руководитель – Ирина Скоробогатых. Вот на ней я «споткнулась». Не совсем понимаю, кто она по классификации автора статьи «Кто учит в России». С одной стороны – она профессор, доктор наук, только что приехала из Франции, где читала лекции в городе Нанси по темам: «Возможности ведения бизнеса на российском рынке для зарубежных компаний» и «Особенности поведения российских потребителей: культурные и психологические аспекты», заметьте, на английском языке. По классификации Ефремова, вроде бы, она – «уходящая профессура», т.е. тот «пожилой профессор, который сотрудничал с производством минимум 25-30 лет назад», но она вела и ведет и участвует в коммерческих разработках, а назвать красивую цветущую женщину «пожилым профессором» у меня не поворачивается язык. Я поняла! Она тоже неудачник, как и все вышеперечисленные.

Удивительно, но с «командой неудачников» с большим удовольствием сотрудничает бизнес. Напишу только то, что делала лично я за прошедшие пару месяцев. Не так давно, вместе со своей дипломницей, мы ездили в крупную японскую компанию, где заместитель генерального директора (японец) давал ей интервью: она собирает материалы для дипломной работы. Договорились с компанией без проблем. Два моих бывших магистранта, оба – заместители генеральных директоров по маркетингу, сами предложили разработать кейс и с удовольствием провели работу со студентами. Планируют продолжать и дальше. Крупная международная транспортная компания по нашему приглашению в марте 2013 года приезжала в университет на межвузовский студенческий турнир. В гости приехало около десяти человек, генеральный директор и коммерческий директор были в жюри. И преподаватели, и представители бизнеса получили массу удовольствия, а студенты еще и опыт. По приглашению моего непосредственного руководителя в начале 2013 года в наш университет приезжал профессор Малколм Макдоналд, маркетологи знают его как автора очень качественных книг. А в январе-феврале 2013 года «команда неудачников» проводила программу обучения преподавателей других вузов, и хочу сказать, что от Мурманска до Хабаровска много разных, очень интересных «неудачников» в возрасте от 25 и до 45 лет, преподающих в различных вузах и сотрудничающих с бизнесом.

Что касается студентов, которые не знают, на кого они учатся и кем они будут. Не готова, назвать это статистикой, но специально спросила тех, у кого сейчас веду занятия. Так вот, почти 100% из присутствующих знают, кем они будут и чем такие специалисты занимаются. И это третий курс бакалавриата. Более того, мы не теряем связь со студентами, мы знаем, где работают наши выпускники (не все, конечно же). В большинстве случаев это работа по специальности, во вполне успешных компаниях.

Я согласна с тем, что не все в порядке, что существует огромное количество проблем, причем не только в образовании, но в стране в целом, но не надо обобщать. Знаете, может быть, у меня «розовые очки», но я себя считаю успешным человеком, и лекции у меня заканчиваются аплодисментами. А у вас?



Комментарии
Доцент КФУ (другой) 16.04.13, 10:18
Что вы так накинулись на даму? Человек написал, что он успешно реализовался в жизни + ненавязчивая реклама своего вуза. По поводу Scopusа и прочих рейтингов. В жизни рейтинг ВУЗа - это где работают его выпускники. Если они торгуют на рынке, то значит ВУЗ на уровне кооперативного колледжа. А КФУ в деле подготовки таких "спецов" очень неплохо преуспевает несмотря на все "скопусовские" статьи. Что касается финансового положения преподов, то у нас завкаф всегда говорил, когда подчиненные заводили разговор об оплате: не нравится - уходи. Хотят поднимать рейтинг вуза и уровень преподавания - пусть сперва поднимут уровень оплаты.
Молодой преподаватель 15.04.13, 11:45
Коллеги, дайте ссылку на статью Бориса Ефремова, пожалуйста.
желающая высказаться 14.04.13, 18:19
Ольга, Вы неправильно поняли статью, на которую писали ответ. он писал не о том, что все преподы - неудачники. он писал о том, что если ты препод и больше никто, то да, это так - ты неудачник, потому что у тебя тупо не хватает денег НИ НА ЧТО. конечно, если есть муж, который нормально зарабатывает или ты сам ведёшь частную деятельность - то всё отлично. но тогда ты уже не просто препод, ты уже имеешь дополнительный заработок. а преподов мне жалко. я вижу как они одеваются, какие носят сумки, как прибывают на работу и в каком состоянии находятся. и понимаю, что нет - это вообще пИчаль
Профессор КФУ 14.04.13, 18:11
Во-первых, Ольга Владимировна Рыкалина никакого отношения к КФУ не имеет, она преподаватель ФЭН РАНХиГС и, видимо, еще по совместительству доцент кафедры маркетинга факультета маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова. А знаете, что такое ФЭН РАНХиГС? Это факултет экономики и недвижимости Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Там, действительно, думаю неудачников нету, вот бы с ними КФУ то объединиться. Во-вторых, посмотрел список ее публикаций, ну смех просто, ни одной статьи в журналах, входящих в базы цитирования Scopus или Web of Science. Оно и понятно - кому на западе нужны экономические упражнения ее и ее коллег. Так нам теперь с нее что ли пример то брать, ведь мы то не при президенте
доцент КФУ 14.04.13, 13:51
Это символично для нынешнего состояния России: министром обороны становится мебельщик, а от имени преподавателей университета выступает упаковщица
доцент КФУ 14.04.13, 03:54
А я согласна с Ефремовым. Зарплата доцента мизерная.Как детей растить? Как оплачивать кружки, секции? Приходится постоянно подрабатывать репетиторством, работать по совместительству в др. вузах и т.д.
доцент КФУ 14.04.13, 00:07
Рыкалина Ольга Владимировна Преподавательская деятельность: Читает курсы: ?Промышленный и В2В маркетинг ?Упаковка товаров Публикации: 1.Рыкалина О.В. Теоретико-методические основы логистики инноваций.?Логистика? №1(54) 2011 2.Рыкалина О.В. Концепция маркетинга взаимоотношений в теории и практике промышленного маркетинга. ?Промышленный маркетинг? июль-август 2010 3.Рыкалина О.В. Модель маркетинговой интеграции при взаимодействии участников цепей поставок в упаковочной индустрии. ?Промышленный маркетинг? Май-июнь 2010 4.Рыкалина О.В. Объединение участников цепей поставок в упаковочной индустрии на основе маркетинговой интеграции. ?Индустриальный и В2В маркетинг?. Май 2010 ... Это что угодно, но не наука .... И этот человек рассказывает нам что она "удачливый" преподаватель в университете
Профессор физфака 13.04.13, 16:35
Ольга абсолютно не права. Понятно, что она - экономист. Юристы и ВМК могут совмещать работу в вузе и бизнесе. Но что делать, например, тем, кто преподает теоретическую физику?
Не преподаватель 13.04.13, 15:19
Студенту об Ольге Рыкалиной, преподавателе ФЭН РАНХиГС, доценте кафедры маркетинга факультета маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова http://www.frem.ane.ru/about/teachers/rykalina_olga_vladimirovna
Проходил мимо 13.04.13, 13:29
Сколько интересно у этих преподо-коммерсов статей в журналах Scopus?
студент 12.04.13, 23:44
Рад, что в нашем университете есть такие преподаватели как Ольга. Однако, стоит заметить, что у них есть возможность совмещать свой бизнес и преподавательскую деятельность, поскольку профессия экономиста вполне это позволяет. И живут они явно не на преподавательский оклад, иначе бы давно согласились с существующей проблемой. Легко утверждать, что "неудачники" не такие уж бесперспективные, когда за спиной есть возможность в любой момент вернуться к своему делу. А как быть преподавателям других факультетов - не экономических и не юридических?
Доцент 12.04.13, 21:13
Все вузы сейчас стараются занять достойную позицию в рейтинге QS.Все преподаватели вкалывают на полную катушку.Если у О.Рыкалиной преподавание-хобби,то это одно дело.Но,если она заинтересована в статусе своего вуза,а это ежедневная кропотливая учебная,организационная,научная!,воспитательная,внеаудиторная работа,то даже 24 часов не хватит,чтобы хоть как-то помочь своей альма-матер.Я-преподаватель,не из последних,безумно люблю свою профессию,отдаюсь ей полностью.Поэтому приходится выбирать:статус вуза или зарабатывание денег.Я-за статус(по честному).Ефремов прав,особенно по части финансов.Воспитатели и учителя получают больше доцентов.
Доцент КФУ 12.04.13, 16:36
Если есть источник существования, то и преподаванием в университете можно заняться, как хобби. Например, мэру Казани и некоторым депутатам тоже нравится.
доцент 12.04.13, 16:24
Согласен с предыдущим комментарием. Как ни крути, в советские времена очковтирательства было меньше
Не преподаватель 12.04.13, 14:48
Во избежание недоразумений целесообразно указывать источник: http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/1808500/
Преподаватель 12.04.13, 14:28
Думаю, Ефремов не хотел обидеть преподавателей. Он констатирует факт, и с этим трудно поспорить: разве финансовая ситуация у большинства преподавателей не "аховая?" На этом фоне выглядят неплохо только те, у кого есть поддержка мужей (семей) или кто нашел возможность дополнительного достойного заработка. Ну, а у последних и в самом деле не остается достаточно времени для научного роста. Согласна, Евфремов, стараясь полемически заострить ситуацию, сильно переборщил: если преподаватели вузов неудачники, то кто же в нашей стране, простите, ?удачники?, в особенности из тех, кто привык руководствоваться нравственными принципами, для кого деньги имеют смысл, если только ради них не потребуется потерять смысл жизни? Зацепившись за это слово - "неудачники" - Вы уходите, к сожалению, от главного посыла его статьи: несмотря на все усилия, ситуация в образовании не улучшается.