15 августа 2022
Формирование исторической памяти детей и молодёжи России

Виталий Кулиш о принципах работы механизма поиска и оценивания исторических данных детьми и молодёжью в процессе формирования исторической памяти

Сегодня в рамках XII Международного фестиваля школьных учителей Виталий Кулиш, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии, политологии и экономики Алтайского государственного педагогического университета, провёл лекцию на тему «Концептуальные основания формирования исторической памяти детей и молодёжи».

Свою лекцию спикер начал с обсуждения проблем «сущности и характеристики исторической памяти, её соотношения с социальной, семейной памятью», «чрезмерной политизации исторической памяти» и «несоотношения между знанием и оцениванием исторических данных». При том, на последнюю проблему Виталий Кулиш обратил особое внимание, назвав её корнем то, что молодёжь сегодня «всё больше не знает, но оценивает».

Отметив проблематику предметов лекции, Виталий Кулиш перешёл к ознакомлению аудитории с исследованиями социологических институтов Алтайского округа и Новосибирска. В результате данных исследований было опрошено около двух тысяч школьников и студентов, совершено множество интересных наблюдений. Так, к примеру, было выяснено, что подавляющее большинство обучающихся интересуется и гордится, в первую очередь, военными достижениями в истории России. Следует при этом заметить, что именно Вторая Мировая война притягивает интерес абсолютного большинства учеников, тем самым продолжая объединять вокруг себя целые поколения россиян.

Особо интересными также являются результаты опросов учащихся о самых популярных источниках изучения исторических данных – ими оказались учёба в школе, телевидение и интернет. Виталий Кулиш выразил скептическое отношение к телевидению и интернету как к источникам исторических данных, поскольку по данным исследований весомое количество каналов и сайтов, названных опрошенными как источники получения исторической информации, не являются сайтами достоверными и правильными для формирования исторической памяти.

Обсуждениям о том, что учёба в школе всё ещё играет основную роль в процессе формирования исторической памяти, было обращено особое внимание. Виталий Кулиш заметил, что роль учителя в такой среде наиболее важная, и выразил поддержку в пользу введения законопроектов, посвященных защите прав педагогов.

Источник информации: Анас Загидуллин, пресс-служба Елабужского института КФУ