24 февраля 2022 года состоялось дистанционный методический семинар сообщества учителей начальных классов Республики Татарстан совместно с издательством «Просвещение» по проблеме «Система работы учителей начальных классов по формированию читательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности».
В соответствии с требованиями ФГОС НОО на современном этапе у учащихся начальной школы должен быть не только сформирован навык чтения, но и умение использовать этот навык для поиска нужной информации в тексте, для получения необходимых знаний для освоения других дисциплин, обогащения своего читательского опыта, развития интеллекта, способности к творческой деятельности. Это довольно сложная, многогранная проблема, требующая комплексного решения.
Эти и другие проблемы предлагались обсудить в рамках данного методического семинара.
К участию в семинаре были приглашены учителя начальных классов, готовых к поиску, обсуждению и решению данной проблемы.
Все педагоги, принявшие участие в работе семинара, получили сертификат участника.
Педагоги имели возможность представить свой опыт работы по решению обозначенных ключевых проблем семинара, выбрав одну из возможных форм активного участия:
Программа семинара:
1 часть | ||||
Бубнова Инна Анатольевна | Система работы учителей начальных классов по формированию читательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности | к.п.н., заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 43 Приморского района Санкт – Петербурга, автор пособий по начальному образованию | ||
2 часть | ||||
Дудина Елена Аркадьевна | Формирование читательской грамотности учащихся на уроках литературного чтения | МБОУ «СОШ 5» Чистопольский МР РТ | ||
Ерофеева Лидия Анатольевна Минебаева Светлана Наилевна | Формирование читательской компетенции младших школьников средствами современных технологий | МБОУ «СОШ №25 имени 70-летия нефти Татарстана» г. Альметьевск | ||
Гаврилова Елена Николаевна | Использование современных технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности | МБОУ СОШ №7 Лениногорский МР РТ |
Публикации участников
Каримова Зульфия Франысовна | Приемы работ по формированию читательской компетентности учащихся в урочной деятельности | МБОУ "Джалильская гимназия" Сармановский МР РТ |
Целью грамотного чтения в современном обществе является создание условий для формирования читательской компетентности учащихся начальных классов. Один и тот же вид деятельности в рамках урока можно построить по-разному, чтобы он стал не просто результативным, а интересным и мотивирующим для учащихся. Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции. При работе над текстом важно применять различные приёмы чтения, преследующие разные цели. | ||
Кириллова Людмила Викторовна | Формирование читательской компетентности средствами театральной педагогики | МБОУ "Гимназия №1" Чистопольский МР РТ |
Читательская компетентность, активная речевая деятельность и коммуникативные качества ребёнка развиваются при условии, если он хочет рассказать о своих впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях, мыслях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребёнка наполнена разнообразными впечатлениями и познавательными интересами, богата духовно и эмоционально. Это неразрывно связано с умением и желанием читать книги, находить информацию из различных источников. Мы нашли для себя и своих детей коллективное творческое дело – театр. | ||
Набиева Зульфия Мухаматзуфаровна | Формирование читательской грамотности у младших школьников | МБОУ "Сардекбашская средняя школа" Кукморский МР РТ |
Система работы в школе по формированию читательской грамотности у младших школьников, основанной на соблюдении следующих принципов: постепенность; последовательность, от простого к сложному; систематичность. Система работы включает следующие направления: 1)формирование навыков чтения, 2) начитанность учащихся, 3) умение работать с книгой, 4)формирование навыков читательской деятельности, 5) внеурочная деятельность, повышающая у детей интерес к чтению, 6) проектно-исследовательская деятельность, 7) работа с родителями. | ||
Фатхутдинова Гузель Асгатовна Нурутдинова Резеда Руслановна | Система работы учителей начальных классов по формированию читательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности» (из опыта работы) | МБОУ "СОШ №5" Чистопольский МР РТ |
Осознанное чтение – это деятельность младших школьников, которая проявляется в потребности обращаться к книгам. Опыт работы по формированию читательской грамотности (виды, приемы, формы работы) | ||
Салахова Лилия Ансаровна | Формы и виды работ по формированию читательской компетентности учащихся начальных классов | МБОУ «СОШ №5» Чистопольского МР РТ |
В данной статье приведены формы, виды упражнений и приемы работы по формированию читательской компетенции на уроках литературного чтения с учащимися начальных классов. |