24 ноября 2021
Помочь подросткам найти себя - в мире книг: Читая "Гамлета" и "Мцыри"

23 ноября состоялась II международная онлайн-конференция "ВнеКлассные чтения", обратившаяся к проблемам чтения подростков

Екатерина Кудрявцева представила на ней итоги проекта с учениками старших классов IB-школ "Классика, которой... нет: Герои не своего времи Гамлет и Мцыри".

Самое важное для подростков - чтобы читаемая история была про них, раскрывала суть их проблемы и помогала разложить ее на задачи, поставить вопросы к себе и миру. Подростковые темы: самоутверждение, поиск себя и связанные с ними противоречия с догмами взрослого сообщества; моббинг и буллинг со стороны взрослого мира. Подросткам постоянно твердят, что взрослые правы. Но всегда ли это именно так? И как научиться отличать эгоцентризм взрослого мира от действенной заботы?

Уже сказка "Колобок" показывает, насколько важно вовремя отпустить ребенка в мир, подготовив его ко встречам с неожиданными и прогнозируемыми ситуациями (об этом подробнее - на встречах с "Литературным Гидом", запись по мейлу info@readchildren.ru).

Гамлет и Мцыри в числе иных тем также затрагивают вопрос о личной ответственности родителей (что было бы, не потребуй тень отца Гамлета мести; не поставь отец месть выше жизни сына?) и общества (незыблемых норм общественного строя как губительных для индивидуальности догм, истинных причин моббинга и буллинга - только транслируемого детьми, но порождаемого взрослыми!). Кто виноват с катастрофе и смерти Гамлета? Кто несет ответственность за трагедию и гибель Мцыри? Взрослые лишают детей права на независимость, требуя соответствия своим ожиданиям и выполнения навязанных извне правил.

Есть ли выход? Как подростку сохранить свою индивидуальность и не сломаться под давлением взрослого обшества? О чем стоит задуматься родителям - не только подростков, но и более младших детей, чтобы желая добра, не нанести непоправимый вред их психике?

Задуматься над этими и другими вопросами (роль женщины, тема безумия, роль христианства в истории и др.) помогает нестареющая классика. При условии его глубокого и осмысленного, а не хрестоматийно-поверхностного про-чтения.

Презентация

Источник информации: Екатерина Кудрявцева, научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования»