03 апреля 2013
О турецком классическом искусстве говорили в Казанском университете

Сегодня, 3 апреля, в Институте востоковедения и международных отношений КФУ состоялся научно-практический семинар «Классическое турецкое искусство: традиции и современность». Мероприятие приурочено к выставке «Скрытая сокровищница. Классическое турецкое искусство», которая развернута в манеже Казанского кремля.

В семинаре приняли участие ученые – востоковеды и тюркологи Института востоковедения и международных отношений КФУ (ИВиМО), Института языка и литературы им. Г.Ибрагимова (ИЯЛИ) Академии наук РТ, Союза художников РТ и Казанского государственного университета культуры и искусств, а также студенты и аспиранты, занимающиеся вопросами тюркологии.

Директор ИВиМО Линар Латыпов, подробно рассказав гостям об истории Казанской школы востоковедения, передал слово Генеральному консулу Турецкой Республики в Казани Сабри Тунч Ангылы. «Мне очень приятно, что в Казань приехали специалисты из Турции, которые покажут вашим студентам настоящее турецкое искусство. Безусловно, до сих пор существуют споры между представителями различных творческих стилей, но, я считаю, что турецкое классическое искусство может дать толчок к развитию искусства современности», ‑ сказал консул.

Привет из Стамбула участникам семинара передал директор по административным и финансовым вопросам национальных дворцов при парламенте Турции, представитель фонда по сохранению дворцов Стамбула Кемаль Кахраман. Он подробно рассказал о своей деятельности, в частности, описал каждый дворец, находящийся в ведении Управления национальных дворцов Турецкой Республики. В своей презентации представитель фонда подробно остановился на описании и истории дворцов 19 века: «Долмабахче» (дворец османских султанов на европейской стороне Босфора в Стамбуле на границе районов Бешикташ и Кабаташ), «Йылдыз-сарай» (дворцово-парковый комплекс в Стамбуле, служивший главной резиденцией османских султанов со времён Абдул-Хамида II),  «Бейлербей» (построен в 1861-1864 гг. по приказу падишаха Абдулазиза в Бейлербее) и других.

В рамках семинара выступили турецкие художники-традиционалисты, работы которых представлены в выставочном зале «Манеж» в Казанском кремле. Художник по искусству эбру Хикмет Бурутчигил презентовал аудитории видео об искусстве рисования на воде, поразившее необычностью и красотой. Творческий процесс от начала до самого конца происходит на воде, бумага используется лишь для того, чтобы запечатлеть результат. В основе рисования эбру лежит круг, образуемый из капли специально подготовленной краски, которая, попадая в воду, превращается в любую желаемую форму, естественно, под действием кисти художника.

Также на семинаре выступил каллиграф Левент Карадуман, который представил доклад на тему «Образ слова: искусство каллиграфии». Художники по искусству тезхиб Нилюфер Курфейз и Селим Сайлам рассказали об отражении вечности в их прекрасном искусстве. Тезхиб (с арабского   «золочение», «серебрение») применяется в украшении каллиграфических листов, рукописей. Золото расплющивается, потом этот листок растворяется в воде с добавление желатина.

Казанская сторона также представила свои доклады на темы: «Турецкие мотивы в искусстве татарского шамаиля в начале 20 века», «Узоры на османских архитектурных сооружениях 13-17 веков», «Татарский фольклор в современном фестивальном движении Турции», «Сюжеты и символы в изобразительном искусстве Среднего Поволжья и Турции 14-16 веков: общее и особенное».

Источник информации: Наталья Дорошкевич, Пресс-центр