06 ноября 2021
"КомПас" на российском телевидении "Знание"

В прямом эфире обсуждались вопросы мотивации и реализации профессиональной занятости студентов

5 ноября соавтор системы, направленной на осознание, измерение и формирование 54 компетенций для жизни (soft skills) "КомПас" Екатерина Кудрявцева стала участницей прямого эфира общества "Знание", посвященного профессиональной занятости студентов.

Вместе с руководителем проекта "Атлас новых профессий" Дмитрием Судаковым и начальником управления развития карьеры и взаимодействия с выпускниками НИУ ВШЭ Ольгой Гаевской обсуждались заданные слушателями вопросы: портрет современного идеального сотрудника и наличии таких людей в реальности; возможности и пути улучшения своих компетенций студентами; практика и культура стажировок в мире; "Атлас профессий будущего" и система “Компас”.

В ходе беседы спикеры пришли к следующим выводам:

- Отсутствие единого профиля идеального работника в представлении работодателей. Что дает возможность личности оставаться самой собой даже в полностью компьютеризированном и оцифрованном мире. Каким ты нужен в учебе и на работе - решаешь только ты сам, исходя из сопоставления своих возможностей с потребностями мира вокруг.

- Нужно освоить искусство рефлексии, сделав это такой же насущной потребностью как дышать, есть и спать. Причем рефлексия начинается с момента остановки в пути и созерцания окрестностей, с фокусировкой на их отражении в твоих ощущениях и твоем месте в них, как основе для жизнедеятельности.

- Любая диагностика в помощь человеку, находящемуся в системе образования длиною в жизнь, - направлена на поддержку его осмысления своих зон экспертизы и лакун в моменте, самостоятельную прокачку и пересборку. Диагностика рассказывает человеку о нем не в будущем, а в прошлом, из коего выросло настоящее. Но только так можно понять - как и почему ты достиг вершин прежде, и научиться на своем опыте не сходить с пути в дальнейшем.

- Начинать работать по специальности (стажером, практикантом, ассистентом) никогда не рано и никогда не поздно. Конечно, идеальный вариант - дуальное образование, когда работодатель берет будущего сотрудника со школьной скамьи и с первого года вуза взращивает его, давая шансы на исследование себя и профессиональные пробы. Но и стажировки на 4-5 курсе также помогают облегчить процесс интеграции в профессию и профессиональное сообщество (что не совсем одно и то же).

- Пройти стажировку можно как в своей стране, так и за рубежом. Для этого достаточно осознанности, ответственности и готовности к самостоятельному действию, дизайн-мышления в отношении к своей жизни. Научиться писать мотивационные письма, общаться с потенциальной принимающей компанией, писать адресные биографии - дело скорее техники и навыков, чем компетенций. Компетенции нужны в начале пути - найти свой мотив и реализовать его.

- Ключевые компетенции личности сегодня, по коллективному мнению всех спикеров: междисциплинарность, любознательность и открытость новому, креативность и индивидуальность в команде, рефлексивность.

Источник информации: Екатерина Кудрявцева, научный руководитель международных сетевых лабораторий "Инновационные технологии в сфере поликультурного образования"