03 ноября 2021
В Елабужском институте состоялся семинар, посвященный вопросам изучения школьной резильентности

Об особенностях и основных подходах к исследованию резильентности образовательных организаций рассказал доцент кафедры педагогики ЕИ КФУ Владислав Виноградов

Семинар был посвящен одной из важнейших тем, разрабатываемых в рамках стратегии реализации «Проекта 2030» - развитию качества человеческого потенциала и конкретно теме, исследованием которой занимается Елабужский институт – развитию школ с невысокими образовательными результатами.

Доцент кафедры педагогики ЕИ КФУ Владислав Виноградов в своем докладе отметил, что само понятие изначально было заимствовано из физики. Резильентность (она же – упругость) – это свойство твердых материалов возвращаться в изначальную форму при упругой деформации. И, если в науке о природе можно определить степень воздействия на тело конкретных сил и их векторное значение, позволяющее рассчитать силу упругости (резильентности) объекта, то в педагогике искомых переменных намного больше, они менее фиксируемы, и, как следствие, исследовать резильентность в контексте человеческого и профессионального потенциала школы достаточно проблематично.

Еще одной проблемой, говорящей об актуальности темы резильентности школ, является многообразие признаков резильентности в педагогической науке. Это и сравнение долей учащихся, зачисленных в старшую школу и проходивших обучение в средней школе, и высокие позиции в рейтинге по результатам тестирования; и мотивация – и многие-многие другие признаки, исследованные учеными из ведущих российских и зарубежных вузов.

После основной части доклада на основании изложенных данных Владислав Львович отметил основные направления дальнейшего исследования школьной резильентности: во-первых, это описание образовательных организаций с позиции их способности обеспечивать высокие образовательные достижения обучающихся в контексте сложного социального контекста, во-вторых – определение факторов стабилизации образовательных результатов, в том числе воплощенных в рейтингах школы, в-третьих - анализ качественных характеристик и результатов деятельности школы (участие в олимпиадах и прочих интеллектуально-развлекательных конкурсах и т.п.).

«Учитывая сложную природу резильентности, ее многокомпонентность и недостаточную изученность, проблема повышения школьной резильентности достойна высокого научно-практического потенциала КФУ, и коллектив Елабужского института в полном составе должен включиться в ее разработку», - отметила в завершение семинара директор ЕИ КФУ Елена Мерзон.

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ