18 октября 2021
Тени белых ночей

На Открытом заседании Клуба любителей русского кино, посвященном 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского, студенты-бакалавры, изучающие русский язык как иностранный, 15 октября 2021 г. получили шанс составить собственное впечатление от экранизации одного из ранних произведений петербургского классика – повести «Белые ночи» (1848). Разделенные стеной пандемических ограничений студенты в аудитории и студенты, подключившиеся через Microsoft Teams, смогли пережить уникальный опыт объединения искусством.  

Стоит отметить, что углубленный психологизм, анализ раздвоения человеческого сознания, исключительность, почти сюрреалистичность характеров и ситуаций –эти черты произведений Достоевского отнюдь не делают его тексты легко доступными для понимания не только иностранцами, но и носителями русского языка. События мистических ночных встреч на фоне Петербурга и утра, последовавшего за ними, кажутся идеальной кинематографической «декорацией», видимо, по этой причине к этому относительно скромному по объему тексту столько раз обращались совершенно разные режиссёры. 

Показ «Белых ночей» режиссёра Ивана Пырьева (1959) вызвал массу вопросов, у студентов: «Почему события в фильме излагаются не рассказчиком, а от первого лица – Мечтателя?» «Для чего в фильме появляется Пятая ночь, которой нет у Достоевского?», «Как понять поступки героев, больше похожих на призраков, чем на живых людей?». Подготовленный просмотр – после прочтения текста и работы с ним на практических занятиях другого курса «Экранизация русской классики» - позволяет свободно ставить эти и другие вопросы, связанные с внутренним содержанием кинокартин, получать не только эмоциональное зрительское, но и профессиональное – филологическое удовольствие от работы с текстом культуры.

Летний Петербург середины XIX века… Пара людей (или все-таки призраков) ночь за ночью прогуливается по набережной Невы – это одинокий и робкий Мечтатель и Настенька, лишенная радости и надежд. Город, воссозданный на экране, освещенный не заходящим полностью за горизонт солнцем и освященный искренностью и душевной открытостью молодых людей – подарил каждому из присутствующих студентов надежду на будущие романтические прогулки без границ и запретов.

Для постоянных участников кинопоказов кинокартина И. Пырьева стала первой в цикле экранизаций Ф.М. Достоевского в текущем семестре, забегая вперед А.Р. Салахова, доцент кафедры РКИ Института филологии и межкультурной коммуникации, основатель и руководитель клуба, представила будущие картины – это экранизация «Белых ночей» режиссера Лукино Висконти (1957), где действие перенесено в послевоенную Италию, а белыми ночи наречены за их снежность (иной, итальянский тип сюрреалистичной романтики), а также относительно позднюю экранизацию режиссеров Татьяны Воронецкой и Андрея Богатырёва (2017) года, воссоздавшую историю в современном Питере. Наиболее далеким (по сюжету и стилю), но тем более привлекательным выглядит в этом ряду фильм «Любовники» (2008) режиссёра Джеймса Грэя, названный лучшим американским фильмом года, но основанный на сюжете «сентиментального романа» Ф. М. Достоевского.

Таким образом, в рамках работы Клуба в течение текущего семестра студенты буду иметь уникальную возможность разобраться не только в наследии советского кинодискурса – режиссер Иван Пырьев, обладатель 6 Сталинских премий – но и расширить представления о месте и роли прозы Ф.М, Достоевского в мировом и современном кинематографе.

А. Р. Салахова не устает повторять, что работа Клуба любителей русского кино направлена не только на популяризацию советского и российского кино, но и на воспитание образованного и мыслящего зрителя, готового получать от киноискусства не только развлечение, но и радость открытия нового, минуты «дефицитного» эстетического удовольствия в мире массовой и безличной культуры.


«Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

(Ф.М. Достоевский «Белые ночи»)