08 октября 2021
Опыт КФУ по взаимодействию с академическими институтами РАН рекомендован регионам

Эффективность сотрудничества университета с институтами РАН в сфере развития исторического образования была особо отмечена на Всемирном конгрессе учителей истории.

Напомним, конгресс проходил в Москве с 4 по 7 октября по инициативе Российского исторического общества и Всероссийской Ассоциации учителей истории и обществознания во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации. Организаторами Конгресса выступили Академия Минпросвещения России, Институт всеобщей истории РАН, Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей истории и обществознания», Ассоциация содействия развитию академической науки и образования «Институт перспективных исследований», Государственный академический университет гуманитарных наук при поддержке Российского фонда мира. Мероприятие прошло под патронажем Министерства просвещения Российской Федерации и Российского исторического общества. Соорганизатором также выступает Европейская ассоциация учителей – «ЕвроКлио».

Участие в конгрессе приняли ряд международных организаций, включая ассоциации учителей истории и научные центры, всего около 100 иностранных специалистов из 37 стран мира и более 200 российских учителей истории из 57 регионов РФ. КФУ представляли директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов и заведующий кафедрой исторического и обществоведческого образования ИМО КФУ – базовой кафедры Института всеобщей истории РАН Раиль Фахрутдинов. Также участие в конгрессе приняли сотрудники Елабужского института КФУ и представители татарстанского отделения Ассоциации учителей истории и обществознания.

«Конгресс был проведен на очень высоком уровне. Рассматривались вопросы перспектив развития исторического образования – как школьного, так и подготовки педагогических кадров в России и мире. Интересно было познакомиться с опытом иностранных коллег. Нужно отметить, что подходы к работе с другими странами постепенно сближаются. На мой взгляд, в контексте непростых отношений с Западом, проведение такого конгресса подчеркивает, что у нас есть взаимные интересы. Наметились также проблемные точки, где взгляды отличаются. Речь идет о ключевых исторических событиях, особенно периоде Второй мировой войны. И задача учителей, мирового научного сообщества более плодотворно работать в этом направлении, чтобы сблизить позиции», - обозначил Раиль Фахрутдинов.

Если говорить о российских реалиях, на повестке дня работы конгресса оказалась важной тема подготовки учебных пособий по региональной истории. По словам Фахрутдинова, многие коллеги из регионов сегодня сталкиваются с проблемой согласования подготовленных учебников на федеральном уровне. Казанский федеральный университет в этой сфере изначально работал на предупреждение такой проблемы.

«Прежде чем выпустить учебник, мы отдаем его на экспертизу в Институт отечественной истории РАН. Научным редактором учебных пособий КФУ выступает лично Директор Института российской истории РАН Юрий Петров. У нас налажены тесные связи и с Институтом всеобщей истории РАН. Такое взаимодействие с академическими институтами, безусловно, способствует тому, что качество подготовки кадров в КФУ и качество создаваемых учебных пособий для учителей соответствует высокому уровню, что было отмечено неоднократно в рамках конгресса. Наш опыт подготовки учебников и опыт сотрудничества с академическими институтами был рекомендован в качестве положительного для регионов», - подчеркнул Фахрутдинов.

Источник информации: Алина Искандерова