07 октября 2021
Постигая загадку татарского шамаиля...

6 октября 2021 г. студенты группы 10.2-123 под руководством доц. Хабутдиновой М.М. побывали на открытой лекции кандидата искусствоведения Рустема Ильшатовича Шамсутова «Современное арабо-графическое искусство в творчестве художников Татарстана: направления и перспективы» и посетили выставку «Фестиваль исламского искусства. «Шамаиль-АРТ-2021» «ТУГАН ТЕЛ»» в Национальной художественной галерее «Хазинэ». Тема выставки приурочена к объявленному в Республике Татарстан “Году родных языков” и 135-летию известного татарского поэта Габдуллы Тукая.

Проект объединил творчество 25-ти художников из городов Республики Татарстан (Казани, Набережных Челнов, Бугульмы), Уфы, Петербурга и Екатеринбурга. На суд зрителей представлено более 100 произведений, выполненных в разных техниках и манерах исполнения.

После экскурса в историю и погружения в художественный мир шамаиля мы получили возможность познакомиться с работами художников, продолжателей классической традиции. Наше внимание привлекли шамаили на стекле. Серия работ Н. Наккаша, выполненных в традиционной технике с использованием фольги, зеркальной композицией, была посвящена выдающимся личностям татарской культуры (М. Джалиль, Ш. Марджани, К. Насыйри и др.).  С интересным преломлением традиций мы столкнулись при знакомстве с работами Чулпан Шарифуллиной (г.Н.Челны) и Альфии Исхаковой (Казань). Гульназ Исмагилова в своих работах реконструирует куфический стиль.

Отдельный зал на выставке был посвящен графике. На фоне экспериментов с арабской каллиграфии, полных экспрессии (Дж. Ахметгалиева (Уфа), Р. Хузина (С-Петербург), Г. Исмагилова, В. Попова), врезалась в память работа челнинского художника Хамзы Шарипова, который текст стихотворения Дердеменда дал через кириллицу, но использовал татарский орнамент.

Турецкий каллиграф Левен Карадуман презентовал свои модернистские эксперименты с красками и буквами. Работы татарских мастеров отличаются высокой духовной энергетикой, тогда как в экспериментальных работах смысл задвигается на задний план, отдавая приоритет форме.  

Источник информации: Гиззатуллина Ильхамия, староста 10.2-123.