23 сентября 2021
Роботизированная доставка в больницах, интеграция "серьезных игр" в образование школьников и подготовка уникальных ИТ-кадров в университетах. Это и многое другое предложили обсудить на Kazan Digital Week 2021 представители ИТИС.

Свои доклады на форуме представили сотрудники ведущих лабораторий института и директор ИТИС Михаил Абрамский.

На этой неделе стартовал международный форум Kazan Digital Week 2021, который ежегодно собирает лучших представителей ИТ-индустрии на одной площадке для научной, технической и коммерческой коммуникации разработчиков и пользователей технологий, продуктов и услуг цифровой трансформации. На событии присутствовали и представители ИТИС. Так, на второй день форума в секции «EdTech для всех. ИТ-образование как драйвер развития региона» учувствовал директор ИТИС Михаил Абрамский, где рассказал о современных студентах и опыте института в подготовке ИТ-кадров.

«Раньше мы говорили, что студент поступает в университет и это его обязательства, это его престиж, это то, что он должен сделать. Сейчас университет это сервис для студента, даже если это классический университет. Наши студенты, отвечая на вопрос по поводу желания переобучаться, сказали, что хотят вариативность образования. Раньше любой университет мог говорить студентам, что  правильно, а что нет. Сейчас сами студенты и абитуриенты источники знаний как им лучше учиться и кем им лучше работать, и что сейчас такое рынок» - отметил Михаил Абрамский.

А ИТ-сфера меняется очень стремительно,  слова за несколько лет обретают новый смысл. Михаил Абрамский привёл как пример фразу: «установить приложение». В 2000-ые годы она означала совершенно другое, а сейчас, если сказать студенту «установи приложение» он зайдёт в AppStore, PlayMarket или куда-то еще, а 20 лет назад это был  установочный диск и файл setap.exe. Университет же все эти годы даёт фундаментальное образование, готовит студентов, которые могут переучиваться под что угодно и это, в целом, отвечает требованиям рынка, но когда у ИТ-компаний увеличилась необходимость в ИТ-кадрах, то  необходимы были новые решения.

«В 2011 году у нас открылся Институт – университетом и тогда еще Министерством информатизации и связи, сейчас Минцифрой, ИТ-парк нам хорошо помог. Фактически у нас был такой гринфилд, где мы сказали: хорошо ребята, давайте попытаемся соединить на одной площадке всё самое лучшее, что мы можем принести. Университет – тот опыт, который есть, фундаментальные знания, исследования. И  раз компании так сильно заинтересованы в этом, то давайте и компании и что-то привнесут.  Мы открыли двери для компаний, которые нам высказали свои пожелания о том, кто их будущий студент и дали возможность компаниям заходить на нашу территорию и готовить специалистов. Отдельно хочется поблагодарить Минцифру за поддержку, потому что до сих в рамках республиканского проекта «Цифровая экономика», реализуется грантовая программа. Лучших студентов контрактников, которые учатся у нас, Минцифра оплачивает - это грант контрактным студентам, и до 2014 года это была единственная форма бесплатного обучения в ИТИС.  Отработка за этот грант очень легкая. За то, что человек получал 3-4 года грант, он должен отработать этот срок в любой компании Татарстана и получать там белую зарплату. Компании теперь уже понимают, что есть студенты, которые все равно к ним придут и республика поддерживает это начинание, а мы открыты для предложений компаний для того, чтобы готовить наших студентов» - рассказал Михаил Абрамский.

Директор ИТИС также отметил, что не нужно называть тех или иных ИТ-специалистов одним словом «айтишники», нужно формировать «массовую уникальность». В ИТИСе эта модель реализуется следующим образом  - 60% это стандартный набор университетских дисциплин, а 40% это развитие по профильной тематике, элективы, большая часть которых реализуется с компаниям партнерами. Учебные планы меняются каждый год в зависимости от требований рынка. Студенты выбирают за время обучения в бакалавриате минимум 11 элективов. Кроме того, у нас открывается формат виртуальных лабораторий, они заменяют собой кафедральное обучение.

«У нас студент, начиная со 2 курса, строит свою траекторию по элективам, выбирает лабораторию, в которой делает проектную работу.  Лаборатории есть разные. Одни говорят, что студент может ходить на любые курсы, проектную работу он будет делать у них при любом раскладе. Другие говорят, что, чтобы был ты хорошим робототехником или специалистом в области VR, ты должен посещать все наши курсы. Мы пытаемся реализовывать вот эти разные подходы к тому, какого студента нам ждать на выходе. Они изучают и базовый набор и элективы и проектную работу в лабораториях, при этом наша вариативность на этом не ограничивается. Мы несколько лет реализуем выбор языка программирования для обучения на первом курсе по информатике. У нас второй год подряд 3 языка – Java, C# и Python» - объяснил Михаил Абрамский.

В завершении Михаил Абрамский рассказал о проекте «Трансформация образовательной среды КФУ»

 «Мы с коллегами задумались над университетскими дисциплинами, которые все читают – правоведение, философия другие предметы, они что собой несут? И мы попытались, начиная с этого года, их пересмотреть и, фактически, в университете запущен проект «Трансформация образовательной среды КФУ». Где вот эти университетские дисциплины  направлены на формирование некоторых универсальных компетенций, чтобы студент получался на выходе отличным специалистом, работающим и востребованным.  Дисциплины, которые были у нас раньше – это экономика, право, информационные технологии, мы заменили тоже на курсы по выбору, которые студенты университета выбирают, из которых они формируют группы, при этом они межинститутские. Наш студент, оставаясь в университете, привыкает выбирать и мы пытаемся всё больше дать ему осмысленности, чтобы они понимал, что вуз не только место, где ему даются знания, но и компетенции, которые позволяют искать желаемую профессию.» - подытожил Михаил Абрамский.

После долгой дискуссии эксперты, среди которых также были представители Министерства цифрового развития Республики Татарстан, GeekBrains, Университета Иннополис и Skillbox, сошлись на том, что ИТ-образование, как это не парадоксально, еще нужно популяризировать, чтобы студенты доучивались, несмотря на предложения по работе. Кроме того, необходимо компенсировать для студентов «узкость» рынка, особенно в сфере робототехники.

Параллельно с этой встречей проходила секция ««Серьезные игры» о прикладном значении GameDev-индустрии для нужд социально-значимых отраслей в рамках киберспортивного турнира «Киберпарк», где приняли участие сотрудники лаборатории Digital Media Lab ИТИС. Модератором секции выступила руководитель магистратуры «Технологии виртуальной\ дополненной реальности и разработки игр» ИТИС Влада Кугуракова. На повестке дня стояли такие вопросы как – подготовка игровых кадров в РФ и РТ, развитие института по разработке компьютерных игр, техникумов, где бы учили прикладным вещам тестирования игр и трехмерного моделирования, вопросы юридической поддержки специальности “геймдизайнер”, проблемы финансирования геймдева в РТ: обучение стажеров и призовые фонды для хакатонов и конкурсов, проблемы интеграции “серьезных игр” в процесс образования школьников РТ, обсуждение задач и функций Фонда видеоигр и продюсерско-аналитического центра игровой индустрии РТ.

Открыл обсуждение старший преподаватель ИТИС и ведущий сотрудник лаборатории DML Виталий Абрамов, он рассказал о том, как обучать важным навыкам в бизнесе, армии и школах, играя, с помощью  «серьезных игр», тренажеров и симуляторов. Ведь учиться через игру - это один из самых доступных способов познания для человека.

«Это удобный способ совершить ошибки, не совершая их в реальной жизни, это дополнительная мотивация к обучению, это наиболее удобный способ запоминания, вспомните как вы в детстве постигали этот мир через игру» – рассуждал Виталий Абрамов во время выступления.

Действительно, зачастую это является и наиболее безопасной альтернативой классической подаче информации, к примеру, при отработке навыков, требуемых в ЧС или тренировках пилотов на игровых симуляторах, чтобы избежать реальных человеческих потерь, но наработать навыки до автоматизма,  отметили эксперты на круглом столе. Подхватила разговор Мария Кочакова, CEO Нарраторика и ассистент кафедры программной инженерии ИТИС. В своем докладе она рассказала о проблемах и перспективах образования в сфере разработки игр.

«Индустрия разработки игр очень стремительно растет, растет потребность в кадрах. А профильное образование, как обычно, запаздывает - только делает первые робкие шаги. Мы в КФУ намерены сделать все, что в наших силах, чтобы ускорить этот процесс» - поделилась мнением Мария Кочакова.

В третьем дне форума принял участие в качестве спикера старший преподаватель кафедры интеллектуальной робототехники ИТИС Роман Лавренов, тема его доклада «Моделирование в GAZEBO системы доставки для умной больницы»:

«Мобильные наземные роботы выполняют задачи по транспортировке между несколькими станциями, расположенными в разных помещениях. При этом, во время навигации в среде присутствуют движущиеся объекты, такие как люди и другие мобильные роботы. Роботы оснащены датчиком расстояния (лазерный дальномер), по показателям которого обнаруживаются объекты и локализуется робот. Роботам можно назначать задачи для выполнения через централизованный интерфейс. Задачи назначаются конкретному роботу, и, в зависимости от типа задачи, робот автономно направляется на станцию, связанную с задачей в здании. Мы разработали концепцию определения возможного поведения робота как конечного набора состояний с определенными переходами. Для тестирования разработанной системы была разработана тестовая больничная среда в симуляторе Gazebo» - рассказал Роман Лавренов по видеосвязи.

Отвечая на вопросы слушателей, Роман Лавренов, подчеркнул, что данную разработку нельзя считать бюджетной, но и плюсы, от возможного внедрения в действующие больницы несоизмеримы с затратами. Это может избавить сотрудников больниц от трудозатрат и исключить, в некоторых процессах, тот самый человеческий фактор.

Во все дни форума на площадке находятся и студенты ИТИС. Они посещают секции, круглые столы и, конечно, выставку ИТ-достижений. Студенты уже познакомились с удаленным медосмотром, разработкой компании Амотел24, новой пропускной системой от компании Huawei, электрокаром от производственного объединения «Зарница» и многим другим.

«Сегодня были на выставке в Казань Экспо. Понравились многие из представленных технологий, из того что запомнилось больше всего: энергостанции, электростанции для самокатов, а также разработки университетов: сканирование глаза для проверки реакции на свет и приложение для изучения состава крови животных» - поделилась впечатлениями студентка 3 курса ИТИС Азалия Гумерова.

«Очень интересное мероприятие! Было много островков на разные темы, что мотивировало заниматься чем-то своим, развиваться в профессии. Получилось даже завязать новые полезные знакомства» - рассказа студент 3 курса ИТИС Ильдар Багманов.

Также на выставке был установлен стенд «ПАК интеллектуальная система изотерапии в дополненной реальности», где магистранты ИТИС рассказывали о продукте «Color Effect» - это арт-терапия в дополненной реальности через обучение смешиванию цветов. Кстати, этот проект участвовал и в одноименном хакатоне «Цифровая Арт-терапия». Результаты его будут известны уже завтра на торжественной церемонии закрытия международного форума Kazan Digital Week 2021.

Источник информации: Алия Сафина