19 августа 2021
Лилия Ноговицына: "Наша задача научить жить детей в динамичном мире"

На мастер-классе учителя-участники познакомились с ассоциативными приемами с целью активизации творческого мышления современных школьников.

В рамках XI Международного Фестиваля школьных учителей модератор рассказала о сложной, но одновременно интересной профессии учителя, сравнив эту профессию с цирковым артистом. По её мнению, облегчить этот труд, а также сделать его плодотворным, помогут ассоциативные приемы. Эти приемы направлены на творческую реализацию и раскрытие потенциала. Лилия Викторовна также отметила, что задача учителя не воспитать профессора университета, а именно раскрыть ребенка, поддержать его, хвалить его и помочь ему ориентироваться в динамичном мире. Модератор привела в пример свою ученицу, которая в школьные годы не знала русский на «отлично», однако сейчас эта ученица является заслуженным хореографом Республики Татарстан.

В ходе лекции модератор подробно рассказала про ассоциативные приемы, и как их применять на уроках, показала их универсальность. Лилия Викторовна начала с приема простых ассоциаций и попросила участников привести свои ассоциации к слову «Елабуга». Учителя-участники активно принимали участие, называя такие ассоциации, как города Республики Татарстан, университет, Цветаева и др. Модератор объяснила, что подобным способом можно начинать утро классному руководителю или же учителю на уроке, чтобы узнать настрой детей на урок, день или на определенную тему. Также Лилия Викторовна отметила, что подобный прием раскрывает ребенка, и он не имеет неправильного ответа, что помогает ребенку почувствовать себя чуточку успешнее.

Следующий ассоциативный прием, который раскрыла Лилия Викторовна – акрослово. Акрослово это "зашифрованная" в буквах слова, связанных по смыслу, которые составляются по ассоциациям. Необходимо подобрать слово или составить предложения, начинающиеся на каждую букву главного слова. Модератор поделилась своими наработками, которые она уже проводила с детьми. Особенно зацепил аудиторию пример использования акрослова на уроке литературы. Главным словом было предложено название произведения «Кому на Руси жить хорошо». И действительно, у детей получился практически анализ произведения. Также Лилия Викторовна раскрыла способ использования на уроках виртуального музея, совместного создания видеороликов и создание иллюстраций в виде раскадровки стихотворения. Она отметила, что подобные приемы могут служить как проекты для участия в конкурсах.

В завершение лекции, участники-учителя признались, что им очень понравилось выступление Лилии Викторовны и ей удалось убедить их активно использовать ассоциативные приемы. Вот что говорит один из слушателей лекции – Ирина Васикова, учитель чувашского языка и литературы, истории: «Мне было очень интересно присутствовать на мастер-классе у Лилии Викторовны. Прекрасные приемы, которые можно применить на практике с ребятами и найти взаимосвязь. Эти простейшие приемы – большой вклад в развитие детей…»

Источник информации: Хасанова Дина, пресс-служба Елабужского института КФУ