18 августа 2021
Тупики и лабиринты школьных коридоров

Одноименную публичную лекцию прочитал колумнист проекта СНОБ, директор Института Неформального образования, основатель школы «Апельсин» Дима Зицер

XI Международный фестиваль школьных учителей объединяет неравнодушных педагогов, талантливых экспертов, авторитетных модераторов со всего мира. Одним из самых востребованных и долгожданных стал мастер-класс педагога, блогера, писателя Димы Зицера.

Среди главных слушателей лекции директор Елабужского института КФУ Елена Мерзон, руководители институтов КФУ, академик РАО Александр Асмолов. Желание обсудить серьёзные вопросы современного образования объединило в актовом зале института порядка 200 неравнодушных представителей образовательной сферы.

«Очень надеюсь, что первый день вы провели насыщенно, спасибо всем, кто поддержал утреннюю зарядку. Сегодняшнюю деловую программу начинаем с открытой лекции нашего друга, педагога – Димы Зицера», - выразила благодарность спикеру директор института Елена Мерзон.

Свое выступление Дима Зицер начал с определения некоторых принципов сегодняшней работы в рамках мастер-класса: вместе «нащупывать», что сегодня произойдет; говорить без сомнений и страха; а так же призвал к «лабораторному» принципу.

Вся беседа была построена на активном диалоге и обсуждении интересов каждого участника Фестиваля. Спикеру удалось завоевать абсолютное внимание аудитории при помощи вопросов, подталкивающих на активное размышление. Зачем детям ходить в школу? Зачем сидеть тихо на уроках и зачем слушать учителя? Так ли необходима детям школа? Нужны ли школьные звонки? Участники публичной лекции предлагали свои варианты ответов.

«Мы готовим их к современному миру, хотя сами не всегда можем найти точное определение данного понятия», - отметил спикер. Ведь чтобы понимать, на каком языке говорят современные дети, необходимо «быть в теме», знать круг их интересов.

Выступление Димы Зицера было построено на разрушении стереотипных клише, которые люди привыкли использовать, говоря о работе учителя, о реакции ученика на школьную программу и школу, в целом, и на его поведение в школе. Например, ребенок к 4-5 классу теряет интерес к учебе, не видит необходимости в обучении. Как же выходит так, что учитель становится тем, кто стирает интерес к учёбе?

«Такая у нас профессия, что мы должны задавать вопрос «Зачем?». В тот момент, когда нас осеняет, и мы начинаем сомневаться, за этим следует гениальный урок. Суть нашей профессии связана с рефлексией и постоянным сомнением», - резюмирует модератор.

В ходе дискуссии присутствующие в зале учителя представили варианты гипотез, которые в полной мере отвечали бы на вопрос «Зачем учиться в школе?». Обсудили роль школы в становлении человека и её действительном вкладе в верном развитии его как личности. В данном случае учителю, будучи тем, кто организует и направляет учебный процесс, необходимо принимать личность ученика и позволить ему быть собой. Учитель дает возможность ребенку усомниться, обсуждать, приходить к каким-то выводам. Учитель учится у детей, он должен быть в курсе того, чем живет ребёнок. «Наша профессия состоит в том, чтобы задать рамки в непростом процессе познания», - сообщает Дима Зицер.

Спикер объяснил, что к учительской профессии можно относиться как к полю для исследований. Когда учитель удовлетворяет собственный внутренний запрос, его урок не может быть скучным. Потому что без помощи детей учитель не сможет совершить определённого рода открытие. В сути профессии педагога лежит личный запрос. Но положительный отклик на этот запрос учитель получит только тогда, когда увидит в обучающемся личность и выразит заинтересованность его жизнью.

Слушатели узнали, что учительская профессия не связана с тратой ресурса. Учитель может выбирать формы своей работы и изменять свои запросы, чтобы получать удовольствие от своей работы и приносить максимум пользы.

Дима Зицер показал присутствующим модель урока, которая учтет и интересы ребёнка, и даст место для творчества учителю. С чего начинается школьный урок? «С атмосферы, которая многое значит в восприятии информации, работа с ней дает возможность понять, в каком направлении двигаться. Учитель должен быть заинтересован в том, чтобы создавать атмосферу безопасности для организации рабочей и открытой обстановки», - поясняет модератор.

Следующим фактором организации успешного урока является личный интерес каждого ученика. У человека должна возникнуть причина «быть внутри урока», и она всегда будет личностная.

Далее учитель создает условия, где ученик в стадии под названием «Я» может найти то, что интересно именно ему, и поможет в конечном итоге достичь целей урока. Я – это самочувствие, друзья, хобби, интересы, мечты, даже школьные предметы – в этот момент интересы ученика становятся полем для исследования. «Я прихожу в школу, потому что в школе начинается мой мир». Только когда ученик получает возможность быть собой, он проявляет истинную заинтересованность в предмете.

После этого следует раскрытие – творческая стадия, когда ученик работает с тем материалом, который создаёт для себя сам. И, наконец, рефлексивный этап - принятие – происходит, когда личностный процесс понимания и усвоения, поиска информации завершен.

В ходе эмоциональной дискуссии учителя-участники Фестиваля получили возможность глубоко поразмышлять и высказать свои сомнения, не стесняясь при этом получить правдивый и честный ответ.

Также Дима Зицер оценил образовательный потенциал «Университетской» школы: «Я в восторге, правда, здорово, как можно за год такое обычное здание превратить в место, в которое явно хочется приходить и детям, и учителям. В этом смысле могу вас только поздравить, мне кажется, это круто, с вас можно брать пример. Там есть и та самая особенная атмосфера, о которой мы сегодня разговаривали. У меня всегда один совет – чем больше дети будут участвовать в принятии решений, тем лучше».

В завершение продуктивной встречи директор Елабужского института КФУ Елена Мерзон поблагодарила спикера за поддержку Международного Фестиваля школьных учителей и под бурные аплодисменты зала вручила благодарственное письмо и национальные татарские сладости.

Учитель русского языка и литературы Верхнеуслонского района Лилия Морозенкова делится впечатлениями: «Я очень рада, что мне посчастливилось встретиться с Димой Зицером лично. Я вдохновилась методикой преподавания его лекций, тем, что он сумел вовлечь в диалог такую большую аудиторию и натолкнуть на размышления. Мне понравился его подход к обучению, стало интересно, в будущем планирую перечитать его книги, чтобы лучше его понять. Структура урока, данная им, мне тоже понравилась, все было объяснено простым и понятным языком. Он, будучи сам учителем литературы, пропуская через призму своего сознания, дал нам методики и технологии, которые мы будем в дальнейшем использовать в своей работе».

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ