17 августа 2021
Александр Асмолов: "Сращенность университета и школы - уникальная вещь"

Прошла публичная лекция доктора наук, профессора, академика РАО, Заслуженного профессора Московского университета Александра Асмолова.

В рамках торжественного открытия XI Международного фестиваля школьных учителей участники стали слушателями первого мастер-класса на тему «Учитель в поисках самого Себя: по мотивам комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Заслуженный работник высшей школы РФ Александр Григорьевич начал своё выступление со слов приветствия. Академик выразил свое искреннее восхищение прошедшим открытием, назвав данное событие необыкновенным.

Спикер описал актуальные проблемы в работе современного учителя, сопоставив его деятельность с ответом на вечные вопросы современности: «Чтобы жить, а не выживать, надо ясно чувствовать эту жизнь, а некоторые моменты пропускать сквозь себя. Прошлый год был самым редким в системе образования, когда в школу пришли не только дети, но и родители. Каково это – быть учителем? Каково это – быть родителем? Начался новый мир, ведь учителя, ученики России сегодня живут поверх барьеров», - резюмировал Александр Григорьевич.

В необычной форме Александр Асмолов рассказал присутствующим о способах борьбы с эмоциональным выгоранием. Через драму разных разновидностей спикер разложил школьную реальность. Открыла череду размышлений драма нашего времени, социальный конформизм. «Самое опасное в этом времени – превратиться в социального адаптанта, конформиста, жить по принципу угождать – угодить. Только в движении можно изменить мир. Сегодня мы на Фестивале доказываем, что переживаем эту драму вместе и в диалоге приходим к определённым выводам», - говорит академик.

Следующей драмой стала драма потери понимания. По мнению спикера, суть развития человека состоит в способности задать себе вопрос «Зачем он есть?». А самое интересное, что драма нашего времени заключается в поиске виноватого при потере понимания. «К сожалению, таковыми становятся учитель, школа. И происходит это, потому что сегодня в отношениях учитель-ученик появляется межпоколенческий цифровой разрыв. Возникает главная драма коммуникаций между цифровыми аборигенами и цифровыми мигрантами», - объясняет Алексадр Григорьевич причины недопонимания между учителем и учениками.

Одна из самых страшных драм времени, как выразился модератор, является равнодушие людей к тому, что они делают, подтверждением которого является фраза «Я тебя в упор не вижу». Маркером эпохи выступает потеря смысла и, ставший его следствием, синдром выгорания. Несмотря на всё это, педагогические вопросы вызывают большое внимание и интерес общественности.

Продолжая обсуждать абсурды времени, спикер остановился на вечном противостоянии искусственного интеллекта и естественного интеллекта. Приветствуя «проектировщиков искусственного интеллекта» - учителей, Александр Григорьевич в очередной раз напомнил о том, что роль педагогической профессии неописуемо тяжела и важна.

«Мы можем быть интересны другим, когда мы интересны самим себе. Вот и педагогическая профессия – профессия завоевания интереса у учеников, когда мы интересны сами себе. Если этого нет, происходит экзистенциальный вакуум», - подытожил лектор.

Александр Григорьевич поделился восхищением «Университетской» школой и институтом в качестве уникальной площадки для проведения Фестиваля и создания нового педагогического мира. Академик РАО выразил благодарность ректору Казанского федерального университета Ильшату Гафурову и директору Елабужского института КФУ Елене Мерзон.

«Сращенность университета и школы – уникальная вещь. Я не знаю таких школ в России, чтобы существовала подобная система. Я увидел аудитории, где нет центра. Больше нет мира, где только один центр, понятие провинции исчезает, не надо искать Гарварда и МГУ в столице. Они рождаются в другом месте,» – делится Александр Асмолов, раскрывая сущность нового мира, который каждый день под силу создавать обычному учителю.

Учителей спикер назвал конструкторами смыслов. Необходимо, переступая все сложности, учась новому и исследуя себя, создавать. «Мы живем в мире неопределённости сложности и разнообразия», - утверждает Александр Григорьевич.

К самым большим рискам образования следует отнести следующие: слепота к разнообразию, преимущество контроля над развитием, школа для ЕГЭ или ЕГЭ для школы, демотивация детей и учителей, ранняя профилизация, недооценка практического интеллекта, вузоцентризм и другие. «Сегодня происходит мена миссии образования – образование перестает быть конвейером и давать только знания, умения и навыки, происходит смена приоритетов, ведь образование сегодня – школа возможностей. Конкуренция различных моделей успеха: в поисках баланса между «педагогикой подобного» и «педагогикой бесподобного», - объяснил спикер.

Любовь к профессии описывается желанием самореализовываться, расти на выбранном поприще. Личность развивается, когда получает возможность реализовать себя и самостоятельно выбирает пути к решению сложных задач.

Завершил свое выступление Александр Григорьевич цитатой французского философа Рене Декарта: «Я мыслю, значит, существую, я сомневаюсь, значит, мыслю, я мыслю, значит, верю в будущее!», призывая учителей к смелости, вдохновению, новым открытиям.

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ