12 февраля 2021
Адлейба Эмиль Гочаевич — о поступлении, возможностях для студентов и Семье ИМО

Не секрет, что большинство администраторов AskImo — студенты. Мы сами учимся в Институте Международных Отношений, поэтому не понаслышке знаем о нюансах учёбы и поступления. Наши преподаватели точно не отстают. Будучи когда-то студентами, они вернулись в альма-матер, чтобы и дальше передавать знания и быть частью семьи ИМО.

Сегодня мы хотели бы познакомить тебя, абитуриент, с одним из наших преподавателей, который хорошо знаком с тем, что такое переезд в другой город и учёба в Федеральном Университете — Эмилем Гочаевичем Адлейба.

На каком направлении Института международных отношений Вы учились?

Я окончил в нашем институте магистратуру по направлению «Международные отношения». До этого я получал образование в Абхазском государственном университете. Я сам родом с Абхазии.

Так произошло в жизни, что стал продолжать свою образовательную деятельность в Казани. И настолько втянулся и влился, что остался здесь.

А когда переезжали сюда, Вы были уверены в своем выборе?

Нет, точно нет. Для каждого абхаза Татарстан и Казань - это что-то очень далекое, с совершенно другой и разной культурой.

Естественно, все стереотипы и мифы были разрушены, когда я сюда приехал. Для меня это было необычно в первую очередь психологически, потому что, повторюсь, я никогда здесь не был.

Прежде у меня тут не было ни одного друга, знакомого. Я все начал с чистого листа.

Вам было непросто взять и уехать от своих родителей, друзей в совсем незнакомый город?

Нет, в этом плане нет. Когда я еще учился в Абхазии, очень часто выезжал, часто меня не было дома месяцами. Либо я уезжал один, либо с друзьями. У меня не было страха, что тут я окажусь один.

Без друзей, без знакомых было непросто, потому что даже сейчас бывают дни, когда не хватает родных по духу людей, с которыми можно поговорить, пошутить, куда-то пойти. В целом, я легко адаптируюсь ко всему новому. Родители пару раз в год регулярно бывают здесь, я также езжу домой по возможности. Поэтому это всё как-то быстро проходит.

Я уверена, Вам было нетрудно обзавестись новыми друзьями и знакомыми.

Поначалу немного трудно, потому что тут новая культура, совершенно другой язык. Но эти барьеры как-то быстро улетучились. Когда началась учеба, у меня появились друзья, знакомые. Потом, когда я стал выступать, их стало ещё больше. Я себя уже давно не чувствую чуждым человеком.

Давайте перейдем к учебной деятельности. Вам нравилась учеба в нашем Университете? Был ли у Вас интерес или он зародился позже, к концу обучения?

Интерес был. Сейчас его стало ещё больше, Во-первых, потому что магистратура была для меня чем-то новым. Нам говорили, что основная задача магистратуры заключается в том, что большая часть образовательного процесса исходит именно от нас. Она творческая. Мы сами находим информацию, сами изучаем любые тематики, которые нам близки, интересны. Преподаватели только наставляют, направляют, подсказывают, дают необходимую помощь и поддержку.

С годами, когда я поступил в аспирантуру, интерес стал гораздо шире. Сейчас я более тонко подхожу к учебе, потому что раньше я читал всё подряд. А сейчас я выбираю.

Есть ли какие-то дисциплины, которые Вам особенно запомнились?

Я с трудом могу выделить какие-то дисциплины, потому что у нас было много практических занятий. Если вспомнить и собрать всю мою учебу, то мне очень нравилась «История международных отношений». Я любил разбирать великих политических лиц в сфере дипломатии, в частности, это Бисмарк, Талейран. Мы с ребятами любили разбирать какие-то интересные случаи, приводить цитаты, читать либо их мемуары, либо их знакомых, которые рассказывали очень интересные факты из простой жизни этих людей. Вот это был, наверное, самый интересный предмет. И до сих пор таким остается.

А Вы хотели бы окунуться в эту среду сейчас и хотя бы на один день вернуться к первому курсу магистратуры?

Скорее всего, нет, потому что я от этого и не отходил. Ведь я сейчас работаю в нашем институте, преподаю. Да, изменилась моя роль, моя позиция, но по большому счёту все образовательные процессы я прохожу со студентами. Когда я стал куратором иностранных студентов, то многие проблемы и вопросы, которые у них возникали, я стал переживать вместе с ними, опираясь на свой опыт или опыт своих друзей.

Я люблю, когда все идет своим чередом. Один этап прошел, спасибо ему, идем дальше.

Скажите, а в какой момент Вы поняли, что хотите продолжать свою деятельность в Институте?

Я бы не сказал, что это произошло как-то в один момент, по щелчку пальца. Это, наверное, как-то аккумулировалось. Я понимал, что здесь есть определенные возможности, которые меня устраивают, также определенное отношение ко мне и мое отношение к окружающим, которое тоже усиливало мое желание. Плюс, это, наверное, личное развитие с точки зрения карьеры, науки, учебы.

Тут действительно есть хорошие возможности, как для аспирантов, так и для магистров. Как аспирант, я знаю, что все статьи, часть которых я опубликовал, часть собираюсь публиковать, для аспирантов бесплатны. Практически во всех газетах, во всех журналах оказывают поддержку, если выбираешь международные журналы. Тут ещё есть много плюшек, фишек, которыми можно пользоваться, пока ты ещё студент. Я всегда говорю, что когда вы уже перестаете быть студентами, лафа заканчивается. Там, во взрослой жизни, уже все зависит от тебя, от твоего кармана, от твоих возможностей.

А у Вас были какие-то поездки в другие страны, на стажировку?

Уйма. В большей степени, конечно, когда я учился в Абхазии. Когда ты уже магистр, ты уже чуть по-другому мыслишь. За пять лет обучения там, где мы только не были с друзьями, однокурсниками. Естественно, для каждого международника стоит побывать на модели ООН в Москве, в МГИМО. Мы были на модели в Дубае, в школах в Вене, Израиле, Сингапуре, Будапеште. Нам только не удалось побывать за океаном в рамках образовательных процессов. Мы были во многих местах: Азия, Северная Африка, Ближний Восток, Европа. Я благодарен вот этому моменту. Все остальные минусы забываются, потому что сейчас, когда ты встречаешься с друзьями, в первую очередь вспоминаются совместные мероприятия.

Отсюда (речь об Институте международных отношений – прим. ред.) год назад я выезжал на молодежный форум в Египте. Там я познакомился с двумя девочками из нашего Университета.

Давайте сейчас поговорим о Вашей деятельности, как преподавателя. Какие дисциплины Вы преподаёте студентам?

В прошлом году я преподавал «Империологию в мировой политике», сейчас у международников я преподаю «Историю международных отношений», а на лингвистике – «Практический курс английского языка». С нового года буду преподавать «Современные международные отношения».

Можете выделить что- то особенное, что нравится в работе со студентами?

Мне всегда была интересна преподавательская деятельность. С курса четвертого, неважно, чем я буду заниматься, я всегда дополнительно к основной деятельности хотел преподавать. Мне кажется, это интересно. Ты в более свободной форме можешь обсудить любую тему без ограничений.

У меня в голове была выстроена картина, каким преподавателем я не хочу быть, а каким, наоборот, хочу. Я очень люблю общаться со студентами, люблю, когда они активно дискутируют, спорят, высказывают свое мнение. В мое время одним из самых больших минусов было то, что преподаватели не всегда давали студенту высказаться. Это всегда какие-то рамки. А мне всегда нравится, когда человек что-то говорит, высказывает мнение, если даже он говорит что-то неправильно. У человека всегда должна быть возможность высказаться.

В Институте международных отношений Вы уже четыре года, живете в этих стенах. А что для вас значит ИМО?

Не зря есть этот слоган «Семья ИМО». В некоторой степени так и есть. Так как ты проводишь огромное количество времени со своими коллегами, часть уже становится близкими друзьями. Студенты, совместные мероприятия, научные форумы, концерты, квартирники, студенческие собрания – все это создает теплую, дружественную, семейную атмосферу.

Интервьюер — Эндже Галимова.

Источник информации: ЦПРиМС