19 января 2021
Педагогическая группа лицея имени Н.И.Лобачевского отправилась в зимние каникулы на свою первую педагогическую практику в зимний лагерь на базе санатория "Крутушка" с 25 по 30 декабря.

Уча детей, учусь сам.

«Преподавание – это возможность обучиться чему–то дважды»

Джозеф Юбер.

Преподавание - очень интересная наука, требующая много знаний и опыта. Копить опыт будущему учителю или преподавателю высшей школы нужно непрерывно, а начинать знакомство с наукой «Педагогика» необходимо «с младых ногтей».

Ура! Нас пригласили!

Педагогическая группа лицея имени Н.И.Лобачевского отправилась в зимние каникулы на свою первую педагогическую практику в зимний лагерь на базе санатория «Крутушка» с 25 по 30 декабря. Это была математическая смена «Зимний спектр» для учеников 4-х классов. Цель математической смены - подготовка учеников 4-х классов к всероссийским олимпиадам по математике. Нас, семь участников экспериментальной группы «Педагогический класс» лицея имени Н.И. Лобачевского» КФУ, организатор смены Л.Ю. Лазарева (выпускница нашего Лицея!) пригласила в качестве вожатых - помощников учителей. Конечно, мы обрадовались такой замечательной возможности применить на практике всё то, чему научились за полгода в лицейском проекте «Растим учителя». Мы с радостью приняли приглашение, а наши наставники и родители поддержали нас.

Сборы и ожидания

Собираясь в лагерь, мы жили в ожидании крутой смены и продуктивной практики. Надеялись, что это событие в нашей жизни будет проходить весело и познавательно. Каждый из группы поставил себе задачу: не просто почувствовать себя в роли учителя, но и осознать меру собственной способности к этой важной и нужной для человечества профессии. Но, в первую очередь, мы хотели провести увлекательную смену для детей. Для этого нам предстояло понравиться ребятам - будущим призерам и победителям олимпиад и раскрыть весь свой педагогический потенциал в реальном общении с детьми. Также в наши задачи входило помочь ребятам достичь своих целей в олимпиадной математике.

Подготовка к исполнению важной миссии началась уже с 20 декабря. Каждый день после уроков мы обсуждали, какие мастер-классы и мероприятия будем проводить, чтобы заинтересовать детей и максимально вовлечь их в жизнь лагеря.

Приехали

Приехав в лагерь и обсудив все с руководителем, мы стали принимать наших первых учеников в ряды отрядов. Все вожатые были поделены по парам на отряды, в каждом отряде было в среднем по 17-18 детей. С первого же дня началась энергичная и насыщенная жизнь. Всем детям раздали задачи и начались занятия. В этот день мы впервые принимали задачи у ребят и объясняли им, где они не правы, пытаясь помочь лучше понять

сложные олимпиадные задачи. Я сразу поняла, как сложно, но всё-таки интересно быть учителем и пытаться, что-то объяснить, при этом задавая правильные вопросы.

Первый опыт

За все дни смены мы провели очень много мастер-классов: «Новогодний подарок своими руками», «Оригами» и т.п. Так же, желая разнообразить жизнь ребят в лагере, загруженную математикой, мы проводили вечерние развлекательные, но тоже развивающие мероприятия: ЧГК, КВИЗ, вечер настольных игр и др. В лагере я узнала, какими разными бывают дети, чего они хотят, что им не нравится. Общаясь с учениками, я пыталась понять каждого и не обделять вниманием никого из своего отряда. Мы быстро подружились и нашли контакт почти со всеми учениками, хотя были и те, кто совершенно не хотел слушаться, а лишь играть и веселиться. Приходилось находить компромисс между двумя ссорящимися мальчиками или попытаться успокоить девочку, которая скучает по маме, но это бесценный опыт.

В лагере я получила много позитивных эмоций, ведь дети радовали каждый день. Их улыбки и стремление познавать мир радует, как ничто другое. Также я поняла, как всё-таки сложно быть учителем и вожатым, как сложно делать так, чтобы всех всё устраивало (и это практически невозможно). Но после такой практики моё желание погрузиться в педагогику увеличилось, несмотря на все испытания, которые пришлось пройти.

Впечатления

Я взяла мини-интервью у моих коллег-вожатых и вот, что считает Киргизина Александра о смене: «Все дети были разными и каждый нуждался в особенном подходе. Мы получили много опыта, как от других вожатых и учителей, которые работали с детьми, так и от самих детей. Самое сложное было объяснить задачу простыми понятными словами. Надеюсь, что мы справились с этим. Дети и смена подарили мне незабываемые эмоции и опыт общения».

Вот, что думает Долгова Дарья, моя напарница по отряду: «Это был очень интересный опыт для меня. Я научилась быть ответственной не только за себя, но и за других. Мне понравилось общаться с детьми. Они искренние, честные и непосредственные. Я счастлива, что мне выпала возможность так интересно провести время на каникулах, лучше понять детей и себя».

Так описала работу с детьми Королькова Надежда: «Мне очень понравилось в лагере. Думаю, все вожатые меня поддержат. Ребёнок изначально настроен на позитив. Надо поймать эту волну, почувствовать настроения и желания детей, немного сгладить их чувство разлуки с родителями, без раздражения воспринимать их мир. Я поняла, что дети открываются только тем, кому доверяют, и тем, кто искренне участвует в их жизни с желанием поддержать и помочь. Безусловно, это ценный опыт. Особенно в нашем возрасте. Теперь мы понимаем, что есть те, кто нуждается в нашей заботе и участии. Считаю, что при общении с детьми нужно быть

очень внимательной и требовательной к себе, потому что дети прекрасно видят наши слабые и сильные стороны»

Гатауллиной Алсу выразила своё мнение: «Предновогодняя поездка в лице вожатой в лагерь - это бесценный опыт в организаторской деятельности и коммуникации с совершенно разными детьми. Силы и энергию в непростом деле – в работе с детьми придавали их энтузиазм, доброта и честность, отзывчивость и такая милая наивность. Мне понравилось, глядя на них, осознавать, какой я была в их возрасте, видеть в некоторых из них себя. Также я поняла, какой у преподавателей тяжёлый, но весьма интересный труд».

Мрасов Иван: «Поездка в лагерь в качестве вожатого - это, прежде всего, замечательный опыт и практика всех навыков, которыми нас обучали в течение полугода. Больше всего смена понравилась общением с детьми. Узнать, чем они увлекаются и попытаться заглянуть в их мир, понять их мышление оказалось непросто, но очень интересно. Через общение с детьми, мне удалось взглянуть на себя с другой стороны и убедиться в том, насколько опыт каждого человека - в частности, ребёнка, - уникален. Я очень рад, что мне выпала такая возможность».

Ура! Мы им понравились!

Наши воспитанники поставили нам отличные оценки! В своих анкетах они написали, что доверяют нам, надеются на новую встречу и желают удачи в будущем.

До новых встреч

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что каждый вожатый ощутил этот новый опыт по-своему: кто-то узнал о себе что-то новое, кто-то понял учителей, но нельзя не согласиться, что такая практика была полезна для каждого из нас. Работа в лагере позволила нам открыть для себя много нового и убедиться, что работа с детьми трудная, но интересная. Мы благодарны нашему лицею за предоставление такой замечательной возможности и очень надеемся, что с нашими воспитанниками мы еще не раз встретимся на профильных математических сменах, а с некоторыми из них в нашем Лицее имени Н.И. Лобачевского КФУ!

Источник информации: Назмутдинова Айсылу, ученица 10А