01 декабря 2020
Преемственность дошкольного и школьного образования обсудили на республиканском семинаре

Преподаватели Елабужского института КФУ выступили на семинаре с научно-методическими разработками.

Управление образования Исполнительного комитета Нижнекамского района в рамках сетевого взаимодействия с Елабужским институтом организовало и успешно провело Республиканский практико-ориентированный онлайн-семинар для педагогов дошкольного и начального общего образования образовательных организаций РТ. Его темой стало «Повышение качества общего образования посредством реализации эффективных механизмов преемственности в работе педагогов образовательных структур: детский сад – школа».

По расчетам организаторов, семинар должен способствовать повышению профессиональных компетенций педагогов ДО и начальной школы в области преемственности дошкольного и начального образования посредством коллаборации опыта педагогов, добившихся в этой области значительных достижений.

На семинаре присутствовало более 130 педагогов Закамского региона, в том числе из городов Набережные Челны, Нижнекамск, Казань, Кукмор, Зеленодольск, Чистополь.

На четырех секционных площадках (школ № 1, 36, 37, лицея № 14) были рассмотрены вопросы преемственности и взаимодействия между дошкольным и начальным общим образованиями в соответствии с ФГОС, их проблемы и формы реализации.

Учителя школ, воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды, дефектологи в рамках реализации муниципального проекта «Я расту» продемонстрировали разнообразные формы взаимодействия: видеофрагменты уроков, внеклассных занятий, мастер-классов, театрализованных и спортивных мероприятий, виртуальных экскурсий и квестов. Особое внимание было уделено направлению по работе с детьми с ОВЗ.

Научно-методическое обеспечение семинара было разработано и реализовано преподавателями кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института КФУ.

В своем выступлении доцент Фарида Газизова отметила, что проблема единого образовательного пространства, в частности, на этапе перехода от дошкольного к школьному звену, в настоящее время обретает особую актуальность. Это связано с развитием новых подходов к образованию, где в первую очередь учитываются факторы развития личности, растет понимание необходимости формирования готовности детей к новому образу жизни, смене основного вида деятельности, расширению познавательных, личностных и социальных горизонтов.

Доцент Татьяна Галич подчеркнула важность высказываний Л.С. Выготского: «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».

В своем выступлении Розалия Миннуллина, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Елабужского института, обратила внимание, что переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве.

Отвечая на вопрос, с какими же проблемами педагоги сталкиваются при обеспечении преемственности детского сада и школы, старший преподаватель Алеся Нуриева подчеркнула, что одной из проблем является выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ, определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребенка, «зону его ближайшего развития», специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.

На семинаре живой интерес и дискуссию вызвали следующие проблемы, касающиеся преемственности: преемственность между ДОУ и начальной школой в вопросах развития речевых умений детей, как одно из условий обеспечения качества образования; применение образовательных технологий в дошкольном и начальном общем образовании как одно из условий повышения качества образовательного процесса; психолого-педагогические условия как фактор успешной адаптации первоклассников к школьному обучению; сетевое взаимодействие детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации.

В семинаре приняли участие педагоги начального звена «Университетской» школы. С докладом о формах работы по вопросам преемственности школы выступила учитель начальных классов Людмила Ахметзянова. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Семинар был насыщен разнообразными формами работы: транслированим фрагментов уроков, занятий, выступлениями, мастер-классами, обменом мнениями в онлайн-чате.

Участники семинара высказали огромную благодарность за высокую организаторскую культуру, глубокое содержание, научно-методическое сопровождение семинара преподавателям кафедры теории и методики дошкольного и начального образования и методисту по начальному образованию Управления образования Нижнекамского района Алсу Мухамадиевой.

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ