27 ноября 2020
"Диалоги с Россией: развитие открытого образования на русском языке"

Екатерина Кудрявцева провела серию академических встреч со слушателями из Чехии и Китая.

Академические встречи «Диалоги с Россией: развитие открытого образования на русском языке» (Российская Федерация – Чешская республика – Китайская народная республика) руководителя лаборатории «Инновационные технологии в поликультурном образовании» Екатерины Кудрявцевой были организованны Вятским государственным университетом с использованием гранта Министерства просвещения РФ. 

Встречи посвящены новым аспектам преподавания и изучения русского языка как иностранного вне языковой среды, в первую очередь, в режиме онлайн. Что же действительно нового было предложено слушателям: варианты использования международных исследований по нейролингвистике и нейропсихологии при обучении РКИ; обзор новейших научных дисциплин, связанных с освоением и изучением языков: от когнитивных исследований би- и полилингвов с различными этнолингвокультурными комбинациями до этнокультурной лингвистики (kulturwissenschaftliche Linguistik); пути учета при обучении не только уже имеющихся родных языков и культур учащихся, но и их опыта освоения этих родных и иностранных языков при погружении в общение на русском языке.

Вкладом Елабужского института стали лекции о разработанных международными сетевыми лабораториями «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» игровых технологиях и инструментах при обучении и изучении иностранных и неродных языков.

Рынок игр в образовании в целом и РКИ в частности развивается сегодня активно во всем мире. И если Россия хочет участвовать в его становлении, то ее авторам и издателям важно учитывать опыт других стран и предлагать действительно инновационные продукты, помогающие решать насущные проблемы изучающих не только русский, но и иные языки. То есть работать с полифункциональными модульными игровыми решениями.

ЕИ КФУ представил варианты таких решений с учетом специфики дистанта; специфики игрового контента (не дидактических игр, играми не являющихся); специфики современного коммуникативного подхода к обучению языкам; разновозрастности, разноуровневости и различного целеполагания (с учетом разной профессиональной специализации) учащихся. Также уделено внимание особенностям поликультурности аудитории, отсутствию языковой среды в реале и ее наличию в онлайн-пространстве, необходимости практикоориентированности процесса и результата игры здесь и сейчас для игроков-учеников.

Предложенные игры модульны, междисциплинарны, полифункциональны и могут использоваться с разными языковыми комбинациями.

Они позволяют педагогу учесть как вербальный, так и невербальный пласт общения (впервые для РКИ!) и способствовать переключению кодов; быстро собрать обратную связь от учеников не только на содержательном, но и на эмоциональном уровне (также ново в РКИ!); получить ответы по заданию всей группы за то время, за которое обычно отвечал 1 человек; сразу освоить контент через действие самого ученика там, где обычно звучал только голос педагога с информацией. Методический комплект дает возможность дать визуализацию контента с учетом особенностей восприятия учащихся данного возраста; научить учащихся работать как индивидуально, так и командно в мини-проекте (3 минуты на проект); дать опыт чтения между строк и формирования такого контента с явными и неявными (скрытыми) смыслами и многое другое.

Более ста участников вебинара написали позитивные отзывы о презентованной методике.

«Теперь дело за малым - чтобы издательства, работающие на данную целевую аудиторию, не изобретали свой личный велосипед, а взяли уже созданные и апробированные игры из Елабуги и открыли доступ к ним международному сообществу», - отмечает Екатерина Львовна.

Скачать презентацию

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ