Когда сформируется экзистенциальная антропология подготовки педагогов в вузах России?
Такой вопрос прозвучал на Международном педагогическом форуме «Стратегические ориентиры современного образования» 6 ноября в Екатеринбурге.
Интересные выступления сделали Андрюхина Людмила Михайловна (Екатеринбург, Россия), Беляев Игорь Александрович (Оренбург, Россия), Беляева Людмила Александровна (Костанай, Казахстан), Бурханов Рафаэль Айратович (Сургут, Россия), Герт Валерий Александрович (Екатеринбург, Россия) и др.
Выступающие, анализируя современное состояние подготовки учителей, говорили об отсутствии в цифровом образовании цифрового воспитания (а значит, и неправомерности самого понятия «цифровое образование»); об избыточном цифровом оптимизме («рост информации подавляет рост знаний»); об эйфории технологических успехов, которые стали заслонять педагогические (антропологические) смыслы («образование становится слишком технологичным, чтобы быть гуманистичным»); о доминировании технократических картин мира и цифровых двойников (педагогов, наставников); о сведении персонализации к индивидуализации (к удовлетворению запросов потребителя); об отсутствии в современном образовании экзистенциальной составляющей и т.д.
Общий смысл выступлений был связан с осознанием необходимости развития понимающей (герменевтической) педагогики.
В результате стало понятным, что пока только в Институте психологии и образования Казанского федерального университета по-настоящему разрабатывается антропология (экзистенциальная и герменевтическая) подготовки педагогов для всех ступеней образования.