05 ноября 2020
Самостоятельный ли сейчас педагог и кто он в образовании: мотиватор или раб?

Серьезную дискуссию провёл 5 ноября Уральский государственный педагогический университет на организованном им Международном педагогическом форуме «Стратегические ориентиры современного образования». В центре дискуссии был вопрос: самостоятельный ли сейчас педагог и кто он в образовании: мотиватор или раб? Всем известно, что слово педагог восходит к греческому слову paidagogos, образованному путём сложения существительного pais (paidos), имеющего значение «ребёнок», и причастия agogos со значением «ведущий» (от глагола agein — «вести»). А водить детей на учебу, по словам профессора С.В.Тетерского (Москва), в древности доверяли рабам. Ответ на этот вопрос был у каждого свой.

Были подняты также вопросы создания цифровой экосистемы, формирования учителя будущего (в цифровой среде), создания педагогических кластеров, формирования единого цифрового пространства для учителей, персонификации дополнительного образования, командного обучения на курсах повышения квалификации и мн. др.

Наибольший интерес вызвали доклады Калимуллина Айдара Минимансуровича, доктора исторических наук, профессора, директора Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (Казань, Россия);

Тетерского Сергея Владимировича, доктора педагогических наук, профессора, директора АНО «Детские и молодежные социальные инициативы» (Москва, Россия);

Сыманюк Эльвиры Эвальдовны, доктора психологических наук, профессора, директора Уральского гуманитарного института ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина» (Екатеринбург, Россия);

Тренихиной Светланы Юрьевны, кандидата социологических наук, ректора ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт регионального образования» (Екатеринбург, Россия);

Валери Бремон (Valerie Bremond), генерального директора компании DoLtEvolutio (Париж-Москва, Франция-Россия)

Живой интерес участников форума вызвал доклад Калимуллина Айдара Минимансуровича, доктора исторических наук, профессора, директора Института психологии и образования КФУ. Он рассказал о примере развития педагогического образования в непедагогическом вузе: о трёх моделях подготовки учителей; о синергетическом эффекте соединения вузов в Казанском федеральном университете (90-е место в рейтинге Education); о росте контрактного и бюджетного набора на педагогические направления; о развитии собственных базовых школ (школ для одаренных детей) и мн. др.

Главным аккордом первого дня форума, наверно, можно признать слова Сыманюк Эльвиры Эвальдовны, доктора психологических наук, профессора, директора Уральского гуманитарного института ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина», которая сказала: «Не бойтесь ставить высокие цели. Если кто-то смеется над ними – значит, они чего-то стоят!».

 

Источник информации: Валерьян Габдулхаков