30 октября 2020
С новыми силами - в новый учебный год

В Университетской школе проходит адаптация для пятиклассников и профориентационные мероприятия для старшеклассников

Переход учащихся из начального звена в основную школу считается кризисным периодом. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья учащихся.

Целью данного мероприятия является выявление уровня развития и адаптации учащихся в рамках ФГОС, оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в 5 классе.

Важно обратить внимание на позитивную сторону такого рассогласования. Ребёнок впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому ребёнку необходимо объяснить, с чем связаны эти различия, помочь справиться с возникающими трудностями.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение к школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.

Основными задачами в период адаптации к 5 классу являются формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития; формирование умения учиться в новых условиях; развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов; формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе и др.

Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения.

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Первые полгода обучения в средней школе — время особенное. Учащиеся решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения с педагогами, привыкшими работать с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой. Учащимся нелегко дается расставание с учителем начальных классов, сложно адаптироваться к новым учителям-предметникам. Требования новых учителей, методы и приемы их работы. В связи с чем, эмоционально-личностная сфера пятиклассника характеризуется повышенным или высоким уровнем тревожности.

С целью преодоления тревожности будущих пятиклассников, негативных эмоций, сопровождающих переход в пятый класс, и следует проводить подобного рода занятия.
Опыт показывает, что учащиеся, прошедшие курс таких занятий, гораздо быстрее адаптируются к учебе в 5-м классе, а учителя-предметники, посетившие такие занятия, более бережно относятся к учащимся, чаще используют рефлексию в организации учебных занятий, более системно поддерживают участие учащихся в урочной деятельности.

Источник информации: Алия Габдрафикова, педагог-психолог школы