13 октября 2020
Письмо из Бостона: исследование по истории науки Елабужского института КФУ оценили в США

Письмо пришло в адрес профессора Анатолия Разживина из США от известного литературоведа-зарубежника Майи Левянт.

В письме было выражено желание познакомиться с дипломной работой нашего выпускника 2020 года Сардора Хайриева. Чем был вызван интерес ученого к этому елабужскому бакалавру? Темой его выпускного исследования. Она звучала так: «Поэтическое и литературоведческое наследие Н.А.Вердеревской». Объектом исследования явилась уникальная личность почетного профессора Елабужского государственного педагогического института (университета) Натальи Александровны Вердеревской (1927-2019), а предметом – её труды в области литературоведения и авторское поэтическое наследие.

Интерес Майи Левянт объясним. Ведь будучи молодым выпускником филологического факультета Казанского государственного университета, она начала в 1964 году свою научно-педагогическую карьеру на кафедре русской и зарубежной литературы Елабужского педагогического института, которую возглавляла Н.А.Вердеревская. Десять лет жизни были связаны с этой кафедрой. В эти годы интерес к французской литературе увенчался защитой диссертации по творчеству Андре Моруа, а сам преподаватель был центром притяжения многих студентов-филологов.

Вместе с молодыми преподавателями кафедры Май\ Левянт организовала поэтический кружок, любимый многими студентами, вместе выпускали поэтические стенгазеты, писали сценарии поэтических вечеров и концертов. Поддерживала молодых поэтов-студентов, среди которых выделялась Нина Таш (Таширова), именно М. Левянт открыла читателям поэзию талантливой студентки, написав о ней статью и напечатав несколько её стихотворений в союзном журнале «Сельская молодежь».

После Елабуги М.Я. Левянт работала в Тирасполе (Молдавия), позже переехала в Америку, где проживает и сейчас: работала в Бостоне, преподавала в университете. Издала несколько книг на английском и русском языках. Одна из них — «Венок Цветаевой». Появление этой книги вполне закономерно, ибо все годы пребывания М.Я. Левянт в Елабуге прошли под знаком М.И. Цветаевой: она собирала материалы, искала стихи Цветаевой, устраивала поэтические чтения у могилы Поэта. Тогда же была написана поэма о Цветаевой Ниной Таш, рукопись которой М. Я. Левянт увезла в Америку, её фрагмент вошёл в сборник «Венок Цветаевой».

Книга М.Я. Левянт «Венок Цветаевой» вышла в США, в штате Миннесота, в городе Миннеаполис в 2005 году, а в 2010 году вышло второе, уже российское издание. С ним можно познакомиться в библиотеке нашего института. Издание серьёзное, с объёмным предисловием, подробными комментариями, оригинальной композицией. Это не просто сборник, составленный из стихотворений-посвящений М. Цветаевой, а продуманное творческое исследование, свидетельствующее о глубочайшем погружении М. Левянт в мир цветаевской поэзии и судьбы, в поэтический, сложный мир Серебряного века и современной поэзии. 

Майя Левянт пишет в письме, что «…прочитала дипломную работу С.Хайриева с интересом. Как же повезло юноше получить такую тему, где соединены жизнь, личность и литература. Урок для него самого на всю жизнь».

Мы обратились к научному руководителю Сардора А.И.Разживину с просьбой прокомментировать его исследование.

– Я сам вынашивал эту тему более года и предложил её студентам в числе других тем. Заинтересовался один и успешно справился с ней. Тема многогранна: необходимо было воспроизвести документализированную биографию ученого и организатора вузовской науки, исследовать и систематизировать многочисленные труды ученого в области истории классического романного жанра 19 века, русского фольклора Нижнего Прикамья, поэзии 20 века (отдельная глава посвящена осмыслению монографии о В.Высоцком), лирической поэзии самого объекта исследования (профессор – автор пяти поэтических сборников), при этом понять методологическую новизну ученого.

Могу сказать, что студент за годы обучения сформировался как филолог. Отмечу, что он обрел профессиональные компетенции и в области преподавания русской литературы. Специализируясь в области педобразования, он акцентировал свое внимание не не только на научных монографиях, но и на учебно-методических трудах Н.А.Вердеревсой, среди них вузовский учебный спецкурс по истории романа, учебное пособие «Старинная русская песня в Елабужском районе», адресованное не только студентам, но и учителям школ по собиранию, хранению и использованию фольклорных материалов в условиях сельской школы. Её пособие для учителей школ, гимназий и лицеев «Вопросы и задания литературных олимпиад» не потеряло своей актуальности и может использоваться сегодня в целях развития литературной одаренности школьников. К сожалению, остался не опубликованным спецкурс «Приключенческая и детективная литература в чтении школьников». Уже тогда, в 90-е годы прошлого века, ученый понимала, что нужно готовить специалистов в области руководства чтением детей и молодежи в педагогических вузах уже в студенческие годы.

Анатолий Ильич, кажется, это первое дипломное исследование по истории науки в Елабужском институте?

– Возможно. Во всяком случае, работая в вузе с 1973 г., не припомню подобных работ. А ведь наш институт богат на имена, оставившие серьезный след в отечественной науке. Причем, вузовские ученые-преподаватели, как правило, и хорошие методисты. У них есть чему учиться. Если продолжить эту работу, то в перспективе можно получить антологию студенческих работ по истории институтской науки.

Напомним, под кураторством профессора Анатолия Разживина издается ежегодный альманах «Университетский Парнас», включающий литературное творчество преподавателей, студентов и выпускников института. И первое дипломное исследование по истории науки альма-матер может дать старт новому проекту с большим потенциалом.

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ