24 августа 2020
"Целому поколению ученых перекрывают кислород"

Потерянное поколение

Речь пойдет об ученых, которые пришли в науку в начале «лихих» 1990-х, когда продавать в коммерческом ларьке «Сникерсы» и «Марсы» было куда престижнее и выгоднее, чем учиться в аспирантуре. Это именно то поколение, которое, по словам главы РАН Александра Сергеева на его встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, было потеряно для российской науки и образовало в ней возрастную яму.

Пути тех, кто выбрал в то непростое время учебу в аспирантуре, разошлись: одни – ушли в бизнес, другие – уехали за рубеж и продолжили научную деятельность там, а третьи, не самая многочисленная категория, остались в науке и в России.

Именно они переживали все тяготы бытия российской науки. Прежде всего, это мизерные зарплаты, из-за которых приходилось преподавать сразу в нескольких вузах и искать подработки в бизнесе. С ростом зарплат в последнее время появлялись все новые и новые формальные требования и критерии: сначала – публикации в специальных ВАКовских журналах, необходимые для защиты диссертаций и без зазрения совести превращенные зачастую отдельными редакциями в сбор денег с нуждающихся в опубликовании своих исследований ученых; потом публикации в журналах WoS и Scopus, большинство из которых платные, особенно для представителей социальных и гуманитарных наук (ценник в юридических науках составляет 30-50 тысяч рублей за десяток страниц текста плюс затраты времени и сил на перевод, так как эти журналы издаются преимущественно на английском языке). К этому можно еще добавить и необходимость участия в российских и международных конференциях, при этом бремя оплаты проезда и проживания, по общему правилу, лежит на самом ученом. С каждым годом исследовательская деятельность и преподавание все больше и больше напоминают бег с препятствиями, где все новые и новые барьеры воздвигаются чиновниками от науки.

Поэтому те, кто не сдались и остались в российской науке, пришли к своей научной зрелости не только с научными степенями и званиями, но и с огромным опытом преподавания и навыками работы на практике в сфере своих научных знаний. Однако оказалось, что они, образно говоря, не герои, а неудачники...

ТЕКСТ

Источник информации: Казанцев А.В., кафедра математической статистики