09 августа 2020
История культур народов Крыма: курс лекций

В Международный день коренных народов мира мы публикуем информацию о курсе лекций, посвященном истории культур народов Крыма и разработанном приглашенным преподавателем Института международных отношений КФУ Надиром Бекировым.

Немного об истории создания курса рассказывает сам лектор.

Закончив юридический факультет Казанского государственного университета в 1984 году, я получил возможность пойти работать на кафедру философии этого же университета. Вероятно, моя дальнейшая судьба могла быть связана с ней еще долгие годы, но в конце 80-х годов появилась реальная возможность вернуться на свою историческую Родину – Крым. Поэтому, защитив в 1989 году кандидатскую диссертацию в августе 1990 я уехал из Казани, что, тем не менее не оборвало связи с моим родным городом. У меня здесь ив Татарстане множество друзей, однокурсников, родных. После довольно-таки различных профессий, которыми мне пришлось овладеть и заниматься на своей Родине, в 2004-м году я вернулся к преподаванию университете, но теперь уже Крымском инженерно-педагогическом, где пришлось вести и философию, и правоведение, и интеллектуальную собственность, и профессиональную этику и много чего другого. Наш университет уже несколько лет сотрудничает в различных сферах в Казанским Федеральным Университетом. В 2014 году у нас в университете введи совершенно новый курс, не имеющий прямых аналогов в программах других университетов – «Историю культуры народов Крыма».

Я с увлечением занялся подготовкой курса, использовав для его разработки весь свой профессиональный и жизненный опыт. А опереться было на что. В 1994 году я первый раз в своей жизни принял участие в сессии Рабочей группы ООН по коренному населению, в тех или иных форумах ООН, связанных с правами коренных народов мне пришлось участвовать вплоть до 2014-го года. В 2003-2008 годах даже пришлось поработать в системе ООН в качестве эксперта одного из таких органов – Добровольного фонда ООН для коренного населения.

Какая тут связь с учебным курсом? В «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «…На её территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства…» При этом, как известно, в России 22 республики и 4 автономных округа, сформированных с учетом наличия на их территории того или иного народов. Что же остальные? С точки зрения международного права большинство из них являются этническими общностями, подпадающими под определение коренных народов.

Чтобы ценить потенциал коренных народов в мире и в России нужно обратить внимание на некоторые, зафиксированные ООН данные. «В мире насчитывается около 476 млн представителей коренных народов, живущих в 90 странах. Хотя они составляют менее 5% мирового населения, 15% беднейших жителей планеты приходится именно на них. Коренные народы являются носителями 5000 различных культур и подавляющего большинства языков мира, общее количество которых составляет около семи тысяч».

В своей резолюции 49/214 от 23 декабря 1994 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла решение о том, что Международный день коренных народов мира будет ежегодно отмечаться 9 августа. В этот день в 1982 году состоялось первое заседание рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека.

В 1990 году Генеральная Ассамблея провозгласила 1993 год Международным годом коренных народов мира (A/RES/45/164, A/RES/47/75). Впоследствии Генеральная Ассамблея учредила два международных десятилетия коренных народов мира: с 1995-го по 2004-й год (резолюция A/RES/49/184) и с 2004 по 2014 год (резолюция A/RES/59/174). Целью обоих десятилетий было укрепление международного сотрудничества по решению проблем, с которыми сталкиваются коренные народы в таких областях, как права человека, окружающая среда, образование, здравоохранение, экономическое и социальное развитие.

В 2015 году, в соответствии с рекомендациями, изложенными в итоговом документе Всемирной конференции по коренным народам 2014 года, Межучережденческой группой поддержки по вопросам коренных народов в ходе консультаций с представителями коренных народов, государств-членов ООН, учреждений ООН и других заинтересованных сторон, был разработан Общесистемный план действий по поощрению прав коренных народов. Его цель заключается в обеспечении согласованного подхода к достижению целей, поставленных в Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, в том числе путем усиления поддержки государств — членов ООН и коренного населения. 2019 год был назван Международным годом языков коренных народов. Через 2 года начнется новый важный этап в истории культуры коренных народов — Десятилетие языков коренных народов, 2022–2032 годы».

В Крыму в соответствии с международно-правовыми критериями к коренным народам в настоящее время можно отнести крымских татар, караимов, крымчаков. Объективно к ним относятся и урумы –сложный сплав потомков античных эллинов-колонистов, средневековых византийцев, готов и различных тюркских этносов, но с 1778 они в силу некоторых исторических событий не проживают в Крыму. Поэтому разработка курса истории культур народов Крыма потребовала от меня интенсивного знакомства с литературой по географии, истории, этнографии, экономике Крыма. Однако, чем больше углубляешься в эту проблематику, тем более захватывающе интересной она становится.

В определенный момент мне захотелось поделиться мыслями и умозаключениями, которые появились у меня в ходе работы не только со своими студентами, но и с более широким кругом людей. Дважды, в 2016 им 2018 годах, я читал этот курс в Институте международных отношений КФУ, позже совместно с частной телерадиовещательной компании «Джанлы радио» мы начали записывать цикл публичных лекций об истории населения Крыма. Вышло первые десять, которые я хотел бы представить вашему вниманию. Работа продолжается.

Предлагаем вам ознакомиться с курсом. Первую лекцию можно посмотреть ниже, а остальные найти, перейдя по ссылке на канал.

Источник информации: Алина Искандерова