21 июля 2020
Осенью при Казанском федеральном университете откроется детский сад для малышей с особенностями развития

Детский сад станет не только базовой площадкой обучения будущих педагогов, повышения их квалификации, но и федеральной площадкой по сопровождению детей с РАС.

- Изначально планировалось, что детский сад будет принимать 75 нормотипических детей и 20 детей с расстройством аутистического спектра (РАС), - пояснила доцент кафедры психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования КФУ, исполняющая обязанности заведующего детского сада КФУ «Мы вместе» Ирина Нигматуллина. – Но, учитывая, что не только в регионе, но и в России подобные площадки для детей с РАС не достаточно распространены, принято решение о том, что детский сад полностью будет работать с детьми дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС).

Создание при Казанском федеральном университете детского садика для детей с особенностями развития было инициировано ректором КФУ Ильшатом Гафуровым в 2017 году и поддержано руководством нашей республики.

- Детский сад КФУ, являясь не только региональной, но и федеральной инновационной площадкой, позволит объединить научный потенциал таких структурных подразделений КФУ как Институт психологии и образования, Институт фундаментальной медицины и биологии, а также Приволжского центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины, Центра инновационного развития, - отметила доцент кафедры психологии и педагогики специального образования ИПО КФУ.

Набор детей с РАС будет осуществляться совместно с управлением образования г.Казани по направлению городской психолого-медико-педагогической комиссии. В детском саду будут реализованы необходимые условия обеспечения особых образовательных потребностей детей с РАС.

- Планируется, что в детском саду будут функционировать 10 групп кратковременного пребывания для детей в возрасте от 3 до 7 лет: 8 групп кратковременного пребывания «Особый ребенок» и две группы кратковременного пребывания «Лекотека», обучение в которых будет осуществляться совместно с родителями. Причем в группе будут находиться не более пяти детей. И для каждого ребенка будет разработана индивидуальная коррекционная программа, учитывающая его особые образовательные потребности.

Кроме того, в детском саду будет работать центр комплексного сопровождения для детей с РАС раннего возраста. С ними и их родителями будет проводиться комплексная психолого-педагогическая работа, что позволит повысить уровень как образования ребенка с РАС, так и его социализированности в современное общество.

Работа по комплексному сопровождению ребенка с РАС будет осуществляется многопрофильной командой специалистов, включающей психологов, педагогов, дефектологов, врачей, инструкторов по лечебной физкультуре, логопедов, социальных реабилитологов, тьюторов.

- В штат детского сада включены специалисты, осуществляющие медицинское сопровождение: врач–психоневролог и инструктор ЛФК, приглашенные из Института фундаментальной медицины и биологии. Специалисты по психолого-педагогическому сопровождению: воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, тьютор, ресурсный педагог – выпускники Института психологии и образования.

Технологии, разрабатываемые учеными КФУ, будут воплощаться в дошкольном образовательном учреждении, где также появится возможность наращивания методического материала и его дальнейшее тиражирование во всех дошкольных учреждениях республики.

Напомним, что создаваемый детский сад уже признан федеральной инновационной площадкой по теме «Разработка и реализация адаптивной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра». Данный статус дает возможность использовать широкий спектр передовых методик и технологий, направленных на когнитивное, социальное и психофизиологическое развитие ребенка.

Руководство Казанского университета прилагает все усилия для возможности открытия детского сада к началу нового учебного года.

- На сегодняшний день детский сад практически готов - осталось лишь оснастить его специальным оборудованием.

Источник информации: Галина Хасанова