23 июня 2020
Фарида Газизова: "Важно обеспечить потребность включения детей с ОВЗ в образовательный процесс наравне со здоровыми сверстниками"

Об особенностях научно-методического сопровождения педагогов ДО и НО в области инклюзивного образования рассказала доцент Елабужского института Фарида Газизова.

Одной из современных тенденций в отечественной образовательной политике является реализация идей инклюзивного образования, предполагающих обучение детей с учётом разнообразия особых образовательных потребностей. При этом наибольший интерес вызывает проблема организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с нормативно развивающими сверстниками. Согласно статистике, в настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ОВЗ и инвалидностью. С каждым годом численность обучающихся данных категорий увеличивается, а количество специализированных школ и классов уменьшается. Сегодня более 160 тысяч детей с ОВЗ обучаются инклюзивно в общеобразовательных организациях.

«Многие годы в России обучение детей с ОВЗ осуществлялось в специальных (коррекционных) школах, имеющих необходимые условия для обучения и коррекции нарушений в развитии детей. Педагоги, работающие в таких школах, имели специальное (дефектологическое) образование. В этой ситуации у учителей общеобразовательных организаций не было потребности в совершенствовании своего педагогического опыта для работы с данной категорией обучающихся», - отмечает доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института КФУ Фарида Газизова.

В настоящее время введение Профессионального стандарта педагога (2013 год) расширяет диапазон требований к деятельности педагогических работников, в том числе к обучению и воспитанию детей с ОВЗ – знать особенности психофизического развития детей с различными видами нарушений, специальные условия и подходы в их обучении, владеть способами адаптации учебного материала с учетом восприятия детей с ОВЗ и обучающихся с нормативным развитием, уметь управлять их взаимодействием в образовательном процессе, совместно со специалистами психолого-педагогического сопровождения оказывать помощь ребенку с особыми образовательными потребностями и его семье.

Сегодня в ряде российских вузов в соответствии со стандартом высшего профессионального образования началась подготовка педагогов и специалистов в сфере инклюзивного образования по направлению «Психолого-педагогическое образование». Но потребность во включении детей с ОВЗ в образовательный процесс наравне с нормативно развивающимися сверстниками необходимо обеспечивать и сейчас. Поэтому на современном этапе развития инклюзивного образования особая роль в подготовке педагогов для его реализации отводится системе повышения квалификации на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

Учитывая данные тенденции, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института сделала одним из приоритетных направлений своей образовательной деятельности научно -методическое сопровождение педагогов ДО и НО в области инклюзивного образования. Так, в 2018 году вузом был выигран республиканский грант «Успешная социализация детей с ОВЗ в пространстве нормы». В рамках этого была организована деятельность базовых экспериментальных площадок в городах Нижнекамск (ДОО№32), Елабуга (ДОО№2), Набережные Челны (ДОО№1).

«Здесь проводилась работа творческих групп из педагогов, педагогов-психологов, дефектологов, которые осуществляли психолого-педагогическое сопровождение экспериментальной деятельности, главным направлением которой являлось апробация технологий, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ. Для мониторинга социализации детей с ОВЗ и апробации технологий, способствующей их успешной социализации, нами были разработаны методические пособия: «Критерии успешной социализации детей с ОВЗ», «Использование арт-терапии в сопровождение детей с ОВЗ», «Сказкотерапия в развивающей деятельности с детьми с ОВЗ». Сегодня опыт, представленный в рамках базовых экспериментальных площадок по успешной социализации детей с ОВЗ, диссимилируется в образовательные учреждения Закамского региона и Татарстана», - подчеркнула Фарида Самигулловна.

Важно отметить, что работа института по направлению научно-методического сопровождения ДО и НО в области инклюзивного образования нашла отражение и в организации курсов повышения квалификации педагогов. Программы ПК «Технологии психолого-педагогического сопровождения дошкольников в инклюзивном образовательном пространстве», «Технологии психолого-педагогического сопровождения младших школьников в инклюзивном образовательном пространстве», начиная с 2018года и по настоящее время, одобренные Министерством образования и науки РТ, успешно реализуются в образовательном пространстве Закамского региона.

Отметим, за этот период более 200 педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов прошли повышение квалификации по данным программам и успешно работают, используя в своей деятельности технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Источник информации: Фарида Газизова, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования; пресс-служба Елабужского института КФУ.