15 июня 2020
Выпускники КФУ: вечный зов профессора

Многие ученые – просветители Татарстана посвятили свои труды вопросам воспитания и обучения. Неоценимый вклад в развитие просветительской мысли внёс великий учёный, историк и философ Шихабетдин Марджани. Видным деятелем просветительства был историк, литератор и педагог Ризаəтдин Фахретдин (Риза-казый). Без сомнения, одной из наиболее ярких фигур татарского просветительства являлся Каюм Насыри.

Нам кажется, дополнить этот список достоин Анвар Нуриахметович Хузиахметов. Человек, который больше полвека занимается педагогикой, просветительством, много внимания уделяет инновациям и сохранению родного языка. Поддерживает талантливую молодежь, помогает педагогам идти в ногу со временем.

Масштабность Анвара Нуриахметовича поражает, он не просто заведующий кафедрой методологии обучения и воспитания Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии гуманитарных наук, эксперт Российской академии наук (РАН), заслуженный учитель Российской Федерации и Республики Татарстан, заслуженный деятель науки РТ, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Лауреат бронзовой, серебряной, золотой медалей и Почетного диплома выставки достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР), Отличник образования Российской Федерации, Лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат премий Татарстана имени Мусы Джалиля, Каюма Насыри, Дамира Сиразиева, автор учебников, монографий, учебно-методических пособий, научных статей (всего 488).

Трудно переоценить его вклад в развитие педагогики не только в Татарстане, но и в России. Он не просто увлечен своей работой, а живет ею.

Вместе с учеными кафедры регулярно выезжает в сельские школы нашей республики для проведения встреч с учителями-новаторами. На местах рассматриваются такие актуальные темы, как "Учителя-новаторы. Какие они?", «Мастера рядом с нами", проводятся дискуссии "Педагогическая наука сегодня", "Актуальные проблемы современной школы", "Авторские и инновационные школы: за и против", "Традиции татарской народной педагогики». Организуется обзор педагогической информации, психолого-педагогических журналов, новинок педагогической литературы.

Большое внимание активистами КФУ уделяется профессиональному самоопределению школьников, что очень актуально, зачастую порядка 70% будущих выпускников не могут внятно ответить на вопрос кем быть? Идут учиться туда, куда их определяют родители, баллы по экзаменам, а не зов сердца. С катастрофическими последствиями такого выбора сталкивался каждый из нас. Когда человек не на своем месте страдает он сам и люди, по воле судьбы оказавшиеся рядом.

Целенаправленная профориентационная работа проводится во многих школах республики. Радует, что такие встречи проходят в режиме диалога, а это значит не остается непонятных моментов.

Для учителей Анвар Нуриахметович проводит публичные лекции. «Ситуационно - деятельностные игры в образовании», «Экспертно-проектное управление инновационным развитием в школе», «О некоторых технологиях мыследеятельности педагогики», «Инновационные технологии обучения и воспитания», «Проблемы инклюзивного образования» эти темы актуальны как никогда. В этом весь Хузиахметов - идти в ногу со временем, отвечать вызовам современности, быть на шаг впереди.

Масштабный, яркий проект организован Институтом психологии и образования КФУ с телерадиокомпанией ТНВ - познавательно-интеллектуальные конкурсы «Тамчы-шоу», «Юные таланты Отчизны», «Патриоты России».

Конкурсы направлены на поддержку талантливой молодежи среди учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев и студентов младших курсов вузов. Прекрасная возможность для молодежи творчески развиваться, проявить себя на своей родине.

Частые гости в составе экспертной комиссии, заместители министра образования и науки РТ, специалисты Республиканского центра внешкольной работы, ученые КФУ. При подготовке программ этих конкурсов организуются консультации с ведущими учеными КФУ, АН РТ.

Вместе с учеными ИПО КФУ Анвар Нуриахметович активно участвует в создании условий для выявления и поощрения педагогов, ученых, работающих с молодежью, ведущих учебно-исследовательскую работу. Создаются оптимальные условия для активизации их познавательной и творческой деятельности.

В ряде районных школ был проведен конкурс «Я и образовниЯ». Его целью является предоставление возможности старшеклассникам, лицеистам, учащимся колледжей показать свой взгляд на современное образование. Взгляд изнутри: проблемы, перспективы.

Регулярно – еженедельно для ребят и учителей базовых школ КФУ организуются просмотры спектаклей в Государственном академическом театре имени Г. Камала.

В музее при КФУ Хузиахметовым для активистов из ряда районов проведены экскурсии.

Тесное сотрудничество с подшефными образовательными учреждениями показывает, что современная школа может стать настоящим культурно-образовательным центром сельской местности. Центром сохранения, восстановления и последующего развития традиций, жизненного уклада села.

Говоря о школе нельзя не отметить блестящий опыт работы Хузиахметова, как директора школы.

Выходец Куйбышевского (Спасского) района после окончания Казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина, А.Н. Хузиахметов возвращается в родные места. С 1974 года он начинает работать в должности учителя истории Новобаранской средней школы Куйбышевского района РТ. Карьера  продолжилась в должностях заместителя директора и директора средней школы, заведующего районным отделом образования, начальником отдела Минобрнауки и продолжается заведующим кафедрой методологии обучения и воспитания ИПО КФУ.

За годы работы в должности директора под руководством А. Н. Хузиахметова было построено новое трехэтажное здание школы, при ней пекарня, интернат на 120 мест, школьное кафе “Чэчэкле”, новые жилые дома для молодых учителей.

На базе школы был создан учебно-производственный комплекс. В него входили: ферма зверей (нутрия, кролик, песец и др.). Ферма крупного рогатого скота, фруктовый сад (5 га, около 2000 яблонь, саженцы смородины, крыжовника, вишни, плантации земляники), школьная пасека (220 семей - пчелы), школьное лесничество и 30 га пахотных земель.

Основной частью этого комплекса был лагерь труда и отдыха “Малый Артек”. Здесь дети в возрасте от 5 до 15 лет одновременно занимались оздоровлением, производственным трудом, большое внимание уделялось спорту, физкультуре, творчеству.

В течение десяти лет в “Малом Артеке” побывало огромное количество гостей. Регулярно на базе школы и лагеря проводились семинары, приезжали со всей РТ, России набраться опыта, увидеть своими глазами, многих поражало, что в глубинке на базе простой сельской школы создано такое образцово-показательное хозяйство.

В числе приезжающих были не только специалисты образования, но и известные деятели культуры и искусства: Ильхам Шакиров, Альфия Авзалова, Зухра Шарифуллина, Гульзада Сафиуллина, Риф Гатауллин, Марсель Галиев, Фаннур Сафин, Шамиль и Салих Маннапов. Великие ученые Вахит Хаков, Фагима Хисамова, Ибрагим Нуруллин, Мирза Махмутов и др.

В годы руководства Хузиахметова школа награждается высшей наградой Министерства образования СССР – дипломом 1-й степени в номинации “Лучшая сельская школа” и 23-местным автобусом, автомобилями “Жигули”, “Луаз”. Поражает масштабность, грандиозность воплощенного в жизнь проекта. Может такой и должна быть сельская школа? Максимально приближенная к условиям жизни в том месте, где она расположена. Возможно, тогда у ребят не будет возникать вопросов о том кем быть и где жить.

Позже А.Н. Хузиахметов стал руководителем районного отдела образования. При участии Хузиахметова А.Н. в районах и городах Татарстана было создано 48 татаро-турецких лицеев, 152 школы с татарским языком обучения, гимназия, лицей. В каждом районе, городском отделе образования вводится штат заместителей и специалистов по национальному образованию, а уже в каждой школе, музее, гимназии появляются методисты национального образования, внедряются новые учебные планы.

Трудно переоценить его вклад в развитие педагогики в Татарстане. Н.Г. Чернышевский полагал, что выдающийся человек должен верно понимать силы и стремления каждого из элементов, движущих обществом; должен понимать, с какими из них он может вступать в союз для достижения своих добрых целей. По его мнению, великий человек должен быть честным, добрым, энергичным и все должен делать для того, чтобы каждое его действие, каждый его поступок приносили только пользу государству и всем его гражданам. Таким мне видится мой наставник – профессор Хузиахметов Анвар Нуриахметович.

Когда я получал высшее образование в КФУ, мне повезло заниматься у этого выдающегося профессора. Блестящий оратор, яркий, неординарный человек, заражающий своей позитивной энергией, добром. Человек, которым нельзя не восхищаться.

Хузихметов Анвар Нуриахметович выдающийся педагог современной Татарии, яркая звезда в созвездии столетия ТАССР нашей любимой Республики!

Источник информации: Шамсутдинов Фаиль Имамутдинович, учитель физической культуры, МБОУ «Антоновская СОШ Спасского муниципального района РТ» (базовая школа КФУ)