11 июня 2020
VR технологии помогут побороть стресс во время сложных переговоров

"Чем же я буду заниматься, поступив в магистратуру Высшей школы ИТИС по направлению “Технологии виртуальной и дополненной реальности?" Задавали ли Вы себе такой вопрос? Расскажем вам на примере одного из проектов нашей профильной лаборатории Digital Media Lab.

VR-технологии все чаще используются не только в развлекательных, но и в образовательных целях. Сотрудники лаборатории DML, совместно с Институтом социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ и международной компанией Cerevrum создали методику, позволяющую обучить сотрудников ведению рабочих переговоров. Не все люди способны быстро ориентироваться в процессе ведения жестких переговоров и подобрать нужные слова так, чтобы выполнить поставленную задачу, например увольнение сотрудника, но при этом не обидеть собеседника. Попадая в реалистичную стрессовую среду, человек учится строить рабочий диалог правильно и корректно. 

Сначала ученые создали методологию, включающую правильную последовательность действий при реальных сценариях рабочего процесса с различными персонажами. После этого сценарии были воплощены с помощью технологий виртуальной реальности. В начале обучения каждый участник эксперимента просто зачитывал последовательность фраз для определенной ситуации, позже часть слов пропадала, и их надо было восстановить по памяти. На третьем этапе участников просили восстановить фразы полностью. Также можно было самому пробовать  применять различные варианты действий, провоцируя персонажей на реакции, и смотреть, куда приведет эта ветка сценария. При повторении подобной ситуации в реальном мире фактор стресса значительно снижается, ответы собеседника перестают быть неожиданными. 

При таких тренировках происходит полное погружение в воспроизведенную реальную ситуацию – до деталей прописанное офисное помещение, персонажи двигаются, разговаривают, у них есть мимика.

Исследования показали, что виртуальное обучение обеспечивает большую концентрацию внимания, чем обычное обучение в компьютерном классе, работавшие с виртуальной реальностью участники запомнили в полтора раза больше фраз!

— Когда мы находимся в незнакомом окружении, срабатывает так называемый ориентировочный рефлекс, — пояснил руководитель отдела исследований Cerevrum Олег Радченко — психика мотивирует мозг ориентироваться в новых обстоятельствах, и благодаря этому человек гораздо лучше запоминает всё происходящее. А виртуальная реальность как раз обеспечивает максимальное погружение в совершенно другой мир.

Данная технология очень перспективна, но и достаточно дорога, если прорабатывать не типовые, а оригинальные сценарии для каждого отдельного заказчика. Она уже применяется в обучении сотрудников крупных российских и зарубежных сетевых магазинов, например “Перекресток” и “Walmart”.

— Ранее неигровое применение виртуальной реальности ограничивалось прикладной областью — например, обучение работе с оборудованием. Использование этой технологии для развития коммуникативных навыков — более сложная задача, но решать ее очень интересно — отметил директор по развитию лаборатории Digital Media Lab Высшей школы ИТИС КФУ Виталий Абрамов.

Кстати, это уже не первый совместный проект Cerevrum, DML и ИСФНиМК КФУ. Ранее мы уже писали о проекте для развития ораторского мастерства. И сотрудничество на этом не заканчивается, впереди еще масса возможностей для развития данного метода обучения в самых разных сферах.

Источник информации: Алия Бадыгова (ITIS media)