08 июня 2020
vIFTE-2020: Предметные знания в stem-образовании. Опыт Техасского университета и Казанского федерального университета

В рамках VI Международного форума по педагогическому образованию vIFTE-2020 состоялись три заседания исследовательской группы по предметным знаниям в STEM-образовании.

Целью данных заседаний было обсуждение актуальных вопросов цифровизации и дистантизации современного образования в предметных областях, рассмотрение психологических особенностей взаимодействия субъектов образовательной среды в рамках STEM-образования.

Председателями заседаний исследовательской группы выступили:

Гульшат Фиразовна Шакирова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования Казанского Федерального Университета, руководитель магистерской программы «Психология инновационного образования и развития детской одаренности», член Российского Психологического Общества, член Экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке.

Мурат Аширович Чошанов, доктор педагогических наук, профессор кафедр высшей математики и подготовки учителя, заслуженный профессор Техасского университета в г. Эль Пасо, директор магистерской программы по STEM образованию (США)

Ольга Михайловна Кошелева, доктор физико-математических наук, профессор, заведующая кафедрой подготовки учителя, директор отделения STEM-образования Техасского университета в г. Эль Пасо (США)

Владислав Яковлевич Крейнович, доктор физико-математических наук, профессор кафедры информатики Техасского университета в г. Эль Пасо, специалист в области подготовки и обработки данных в условиях неопределенности, вице-президент международной ассоциации нечетких систем (IFSA) и Европейской ассоциации нечеткой логики (EVSFLAT).

В качестве ключевого спикера первого дня заседания исследовательской группы «Предметные знания в STEM-образовании» на тему «Инженерия учения в эпоху цифровизации» выступил Мурат Аширович Чошанов, ученик и последователь Мирзы Исмаиловича Махмутова, продолжающий развивать его подходы к обучению в контексте конструирования гибкой технологии проблемно-модульного обучения и развития мышления учащихся. Мурат Аширович  является основателем, разработчиком и автором нескольких сотен научных трудов и большого количества монографий на разных языках по дидактической инженерии обучающих технологий и E-дидактике, среди которых - бестселлеры, имеющие издания в Соединенных Штатах Америки, Российской Федерации и ряде других стран, такие книг, как «Гибкая технология проблемно-модульного обучения», «Дидактика и инженерия», «Инженерия обучающих технологий», «Америка учиться читать», «Инженерия обучения: концептуализация E-дидактики» и другие. В ходе выступления были обозначены и обсуждены несколько очень актуальных и важных для современного образования вопросов, а именно: как спроектировать онлайн курс выского качества; какие ключевые факторы оказывают влияние на качество работы с помощью онлайн курсов; какие компоненты эффективного онлайн обучения существуют и т.д.

Коллеги из Московского Государственного университета им. Ломоносова А. О. Ефименко представила доклад на тему «Влияние уровня развития конкретно-операциональных структур мышления на усвоение программы по математике в начальной школе”, направленный на изучение того, какие логические структуры необходимы для реализации ребёнком требований ФГОС.

В докладе «Подготовка педагогов профессионального обучения в проектно-ориентированном формате» заведующего кафедрой общей инженерной подготовки, доцента С. А. Седова был представлен эффективный алгоритм организации познавательной деятельности студентов на основе реализации технологии современного проектного обучения. Форма алгоритма выстроена по методологии функционального моделирования IDEF0. Содержание алгоритма составлено по технологии современного проектного обучения, адаптированной под требования ФГОС ВО 3++.

На втором заседании исследовательской группы «Предметные знания в STEM-образовании» ключевые спикеры Ольга Михайловна Кошелева и Владислав Яковлевич Крейнович, авторы множества публикаций международного уровня в области STEM-образования и кибертехнологий, специалисты в области математических моделей обучения, подготовки и обработки данных в условиях неопределенности, представили для обсуждения  тему «Онлайн обучение: новые возможности для преподавателей и студентов США и России» и раскрыли острые вопросы, связанные с тем, существуют ли такие дисциплины, где невозможно онлайн обучение; как организовать онлайн обучение с одаренными студентами, какого будущее онлайн обучения, возможности организации обратной связи в обучении и создание условий для мотивации к учению у студентов и т.д.

В докладе «Применение индивидуальных образовательных траекторий и адаптивного контента в инженерном образовании», представленный заместителем директора по научной работе Инженерного института Казанского федерального университета, доцентом И. Р. Гильманшиным (соавт. Р.Д. Галеев, Н.Ф. Кашапов, С.И. Гильманшина)  были обозначены важные для современных условий дистанционного формата взаимодействия проблема построения интеллектуальных обучающих систем, позволяющей достичь гибкости и адаптивности на всех этапах организации процесса обучения с выходом на создание электронного портфолио обучающихся.

Доцент Института математики и механики им. Николая Ивановича Лобачевского Казанского федерального университета М.В. Фалилеева  совместно с профессором, заведующим кафедрой  теории и технологий преподавания математики и информатики Л. Р. Шакировой и С. Х. Нурутдиновым, заместителем руководителя по информационным системам Института вычислительной математики и информационных технологий Инженерного центра телекоммуникаций и информационных систем Казанского Федерального Университета представили доклад на тему «Принципы проектирования электронного курса математики  для учащихся старших классов».

Ключевыми спикерами третьего заседания исследовательской группы «Предметные знания в STEM-образовании» выступили Гульшат Фиразовна Шакирова и Мурат Аширович Чошанов (соавт. Kevin Fierro) с темой «Психологические закономерности «незнания» и успешного решения задач будущих учителей математики», раскрыв сущность и значимость концепции незнания в процессе  обучения при решении задач будущими учителями математики. Данный доклад был одним из итогов работы мастер-класса, проведенного ими в рамках дисциплины «Теоретические основы развития математических способностей» по магистерской программе «Психология инновационного образования и развития детской одаренности» (руководитель - Г.Ф. Шакирова) на тему «Психологические особенности образовательной деятельности в контексте феномена «Незнание», проведенного осенью 2019 года.

В выступлении «Внедрение элементов геймификации в процесс преподавания  математики» доцента кафедры педагогики высшей школы Института психологии  и образования Казанского федерального университета Т.Ю. Гайнутдиновой совместно с О.А. Широковой,  доцентом кафедры высшей математики и математического моделирования Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского  Казанского федерального университета (соавт.  М.Ю. Денисова) были рассмотрены механизмы геймофикации для повышения мотивации и активного вовлечения в учебный процесс, направленного на создание модели обратной связи между преподавателем и студентом.

Доклад на тему «Точки проблемности в профессиональной подготовке начинающих учителей математики» был представлен К.Б. Шакировой (соавт. Э.И. Фазлеева, Н.В. Тимербаева), доцентом  кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики им. Н. И. Лобачевского Казанского федерального университета. В докладе были отражены вопросы психологической готовности молодых учителей математиков к работе и предложены рекомендации по развитию их адаптивных возможностей.

В работе заседания приняли участие несколько сотен слушателей и гостей трансляции, прозвучали животрепещущие вопросы, яркие дискуссии, которые не смогли оставить равнодушным ни одного из участников данных заседаний. Прозвучали слова благодарности в адрес руководства Казанского федерального университета от наших уважаемых сопредседателей и гостей из Соединённых Штатов Америки и России.

Источник информации: Гульшат Фиразовна Шакирова