04 июня 2020
Татьяна Галич: "Современный ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации"

Об особенностях взросления современных детей рассказала доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института Татьяна Галич

Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. В недавно ушедшем ХХ веке, ребенок развивался в условиях малого социума (семьи, дворовой компании, пионерской организации) с четкой привязкой к конкретному взрослому. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации. Современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последнего десятилетия ХХ века.

«В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. Отсюда главная характеристика современного ребёнка-это высокая степень информированности», - отметила Татьяна Николаевна.

Современные дети рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях любовных линий, хорошо запоминают всѐ происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьѐз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. «Данный вопрос спорный. Скорее, это «наслушанность», под которой, к сожалению, или к счастью, нет опыта. Но у большой информированности есть оборотная сторона. Выявлено, что многие дети 5 лет нуждаются в помощи логопеда»,- продолжила эксперт.

Неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личностного и эмоционально-делового общения с матерью в младенчестве и раннем детстве, что приводит к увеличению количества детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе. Прежде всего, имеется в виду идущая от матери тактильная и зрительная информация.

Одно из самых ярких проявлений сознания современного ребёнка - это клиповое мышление. Оно вскормлено рекламой, музыкальными роликами, гаджетами. Действительно, фильмы культовых режиссеров, от которых невозможно оградить детское восприятие, отличает прерывистость, резкие переходы от одной сюжетной линии к другой, когда зритель должен удерживать в памяти картинки, чтобы не потерять понимания смысла происходящего. Эстетика и средства выражения нового кино отвечают современным веяниям, иначе оно не было бы востребовано.

Но хочется верить, что, несмотря на часть негативных тенденций в развитие современных детей, если часто их называют «Дети Света», то значит, в их личностном развитие есть такие черты, которые будут способствовать трансформации современного мира в «мир Света и Добра».

Источник информации: Татьяна Галич, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, пресс-служба Елабужского института КФУ