15 мая 2020
Очередной Всероссийский вебинар по цифровизации образования

Такой вебинар на платформе ZOOM провёл НОЦ педагогических исследований 15 мая на базе гимназии № 3 г. Зеленодольска (базовой школе КФУ). Участники вебинара (их было более 300 человек) обменялись опытом дистанционного обучения в своих школах.

Дело в том, что 15 мая — Международный  День семей. Международный День семей был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. Установление этого дня ставит целью обратить внимание общественности стран на многочисленные проблемы семьи. Цифровизация делает образование более семейным, обостряя проблемы как семейного, так и педагогического воспитания.

Гимназия № 3 г. Зеленодольска, имея физико-математический профиль, уже несколько лет является всероссийским лидером в развитии цифрового образования, активно сотрудничает с ведущими техническими университетами России (Москвы, Санкт-Петербурга и др.).

Объявленный в России карантин поставил многих учителей России перед вопросом, как проводить уроки, если нет допуска в школы, нет возможности использовать привычные школьные доски, дидактические средства, следить за качеством выполнения заданий, вниманием школьников, за формой их самостоятельной и творческой работы.

            Несмотря на негативное отношение большинства родителей, учителей и школьников к дистанционному образованию, сейчас наблюдается активизация организационно-педагогической деятельности идеологов цифрового образования, цифровой дидактики, цифровой школы, а также Российского государственного научного фонда (РГНФ). Эта деятельность направлена на развитие и поддержку цифрового образования во всех его проявлениях с целью удержать школьников и учителей в режиме самоизоляции, в режиме бесконтактного (дистанционного) взаимодействия. РГНФ готов оказать финансовую поддержку авторам перспективных проектов, мероприятий, направленных на развитие цифрового образования.

            Опубликована Хартия цифровой трансформации российской школы. Авторы Хартии ставят вопрос о том, каким становится образование, и сами на него отвечают: образование становится цифровым (домашним, сетевым, результативным, реальным, необходимым).

В Хартии актуализируются принципы, сформировавшиеся в цифровом мире в последние 30 лет:

- право ребенка на цифровой мир;

- формирование личности, расширенной цифровым пространством;

- проектирование содержания образования и собственного знания;

- трансформация учителя, который должен учиться вместе с учеником;

- развитие цифровых платформ результативного образования;

- обеспечение безопасности, морали и этики цифрового мира;

- педагогизация роли родителей, которые теперь должны учиться вместе с детьми;

- создание новых (в том числе цифровых) учебно-методических комплексов, которые теперь должны ориентироваться не на опыт прошлого, а на возможности будущего;

- развитие исследовательской деятельности, которая теперь должна сосредоточиться на фундаментальных вопросах цифровой трансформации образования;

- развитие научного (и педагогического) сотрудничества, которое теперь тоже должно стать цифровым (дистанционным и одновременно более мобильным и результативным).

По всему видно, что авторы Хартии воспринимают цифровое образование как революцию. Хотя это образование живёт с нами и развивается уже не меньше 30-ти лет.

Современный Запад не так ортодоксален в переходе на цифровое образование, как Россия. На Западе не снижают актуальность и значимость контактного, персонифицированного, личностно развивающего обучения. И при малейшем послаблении санитарного режима открывают школы, начинают проводить традиционные образовательные мероприятия.

Развиваемая в СМИ паника вокруг коронавируса, цифрового образования, новой реальности, нового миропорядка, усиление санитарного режима, - с одной стороны, и реакция на страшные телевизионные кадры, которые каждый день видят простые люди, учащаяся молодежь, ученые, деятели культуры, - с другой стороны, показывают, что цифровое образование пока не готово полностью заменить традиционное.

До сих пор важными остаются проблемы не только качества цифрового контента, его методологической, дидактической и методической корректности, элементарной грамотности, отсутствия человеческого (рефлексивного) начала, но и проблемы материально-технического плана:

- наличия сети Интернет и устойчивой сетевой связи (связь часто пропадает), способности родителей оплачивать интернет-услуги (многие потеряли работу),

- финансовых возможностей многих россиян приобрести школьнику нормальный домашний компьютер (магазины не работают),

- способности технических устройств качественно передавать звук, изображения и др.

Поэтому на сегодняшний день очевидным является понимание того, что:

- цифровое образование не должно отрицать опыт прошлого (в том числе традиционного и инновационного) обучения;

- современное дистанционное обучение пока может опираться только на традиционную новую дидактику, развивающую персонифицированную методику и выработанные в последние годы инновационные технологии геймификации образования, проектного, проблемно-развивающего обучения, технологии развития индивидуальности, одаренности и др.;

- стратегическим ориентиром развития цифрового образования должна быть не борьба с традиционным обучением, не отрицание выработанных веками принципов и методов формирования личности, индивидуальности, а естественная планомерная трансформация, адаптация уже проверенного и апробированного дидактического содержания, поиск новых форм, приемов, технологий цифровизации этого содержания, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта по использованию проверенных на качество средств цифрового образования, цифровых ресурсов, образовательных платформ;

- традиционные электронные образовательные ресурсы (ЭОРы), цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы), контрольно-обучающие программы, образовательные платформы должны быть доработаны с учетом полного (а не частичного) бесконтактного взаимодействия, вплоть до отработки технологий бесконтактного набора абитуриентов и бесконтактной итоговой аттестации выпускников.

Источник информации: Валерьян Габдулхаков