12 мая 2020
Кафедра методологии обучения и воспитания ИПО рекомендует

Организация обучения в контексте дистанционных технологий – не просто актуальная проблема российской действительности, это вызовы времени: режим всеобщей изоляции диктует необходимость расширения сферы виртуального пространства в призме образовательного процесса. Дистанционные образовательные технологии, основанные на взаимодействии обучающихся и педагогических работников, подразумевают применение информационно-телекоммуникационных сетей в виртуальном пространстве». «В условиях российской действительности широко востребованы дистанционные образовательные технологии, различные модели дистанционного обучения – важный ресурс образования, значимую роль в котором играет педагог», - отмечает Марчук Н.Ю. Личностный потенциал педагога, формирующего образовательное пространство и выстраивающего ориентиры образовательной среды, определяет специфику педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. В условиях виртуального пространства во взаимодействии педагога и обучающихся, как участников образовательного процесса, возникают различного рода проблемы:

- отсутствие непосредственного эмоционального контакта педагога с целевой аудиторией;

- сложность адаптивных механизмов виртуального пространства к реальным учебным задачам;

- влияние специфики педагогического инструментария на условия общения в виртуальном пространстве и др.

         Говоря о технических условиях дистанционного обучения, его организационных особенностях, следует актуализировать коммуникативную сторону вопроса: важную функцию дистанционной образовательной технологии выполняет специфика педагогической коммуникации в формате диалогового общения. Диалоговая форма общения в виртуальном пространстве – особый жанр педагогического общения участников образовательного пространства, который в настоящее время, в силу объективных причин, недостаточно изучен. Затрагивая коммуникационную сторону вопроса дистанционного обучения, следует сказать о требованиях к педагогическому дизайну: цветовые решения в трансляции информации, формы подачи учебного материала, специфика педагогического инструментария, отобранного преподавателем, активизируют взаимодействие участников образовательного процесса, расширяют возможности дистанционных технологий. Таким образом, реализуя педагогическое общение в контексте дистанционного обучения, преподаватель на личностном уровне проектирует структуру, содержание учебного материала, определяет способы педагогического общения с целевой аудиторией, формой и методами оценивания обучающихся. Надо помнить, что создание диалоговой формы общения в условиях применения дистанционных технологий требует от преподавателя высокого мастерства и компетентности: данный формат педагогического общения актуализирует использование инновационных форм работы, в данном случае механический перенос дидактических средств обучения из традиционной методики обучения формирует негативный опыт у участников дистанционного обучения.

Фото Yandex.com

Источник информации: Резеда Рахматуллина, Анвар Хузиахметов, Рашида Габдрахманова