11 мая 2020
Кафедра методологии обучения и воспитания ИПО рекомендует

В условиях реалий российское общество, как и все мировое содружество, живет в режиме всеобщей изоляции: самоизоляция – продуктивное средство сдерживания эпидемии коронавируса.

Сложившаяся ситуация вносит соответствующие коррективы в привычный уклад жизни каждой семьи. Жесткие условия сужения социального круга общения, взаимодействие членов семьи в ограниченном пространстве диктуют необходимость находить пути решения серьезной проблемы: привычную среду живого общения детей с ровесниками заменило общение с родителями.

Режим всеобщей изоляции в условиях эпидемии коронавируса – время осознания родителями личной значимости в жизни своего ребенка, на общение с которым в мобильном ритме жизни у родителей, в силу их занятости, не хватало времени (многие родители, например, не задумываясь, перечисляют субъективные причины – современный ритм жизни, усталость после трудовых будней, отсутствие свободного времени и т.д.).

В сложившихся взаимоотношениях родителей и детей следует обозначить условия реализации конструктивного общения членов семьи, а именно: социально оправдана актуализация внимания родителей на «новом» формате общения с ребенком по ряду объективных причин. Перечислим их, с нашей точки зрения, в порядке значимости для семей с детьми младшего школьного возраста.

Во-первых, в сложившихся условиях самоизоляции у каждого родителя появилась возможность скорректировать взаимоотношения со своим ребенком: проанализировать интересы ребенка, стратегию его развития и т.д.

Во-вторых, в вынужденных условиях ограниченного пространства, очерченного узким кругом семьи, родителям необходимо создать благоприятную атмосферу, которая для ребенка станет абсолютно желанной. Понятие «благоприятная атмосфера» подразумевает безусловную любовь родителя: каждый родитель должен любить своего ребенка не за его достижения-победы, просто за то, что он (она) – их ребенок.

В-третьих, родителям следует занимать детей согласно возрастным особенностям психофизического развития: организация занятости детей с учетом возрастной категории положительно скажется на развитии и воспитании детей.

Безусловно, все меры продуктивного взаимодействия родителей и детей подразумевают эффективную организацию общих дел членов семьи: единая цель совместной деятельности (социально оправданный инструмент взаимодействия) сближает родителей и детей.

Неумение общаться с детьми в сложившихся условиях замкнутого пространства – серьезная проблема современных родителей. Вот почему так важно актуализировать семейные традиции: семейные обеды (ужины), вечерние «разговоры-посиделки», совместное чтение, слушание музыкальных произведений, просмотр семейного кино с последующим обсуждением и др.

Понятие «совместная деятельность» родителей и детей подразумевает как трудовые, так и развлекательные мероприятия. Надо сказать, детям даже самый легкий труд родителям следует организовывать в формате игры: вырастить зелень на подоконнике, убрать дом, приготовить еду и др.

В контексте традиционных общих дел родителей и детей интерес представляет совместная творческая деятельность членов семьи: тематическая лепка, художественное рисование, различные виды аппликаций, вышиваний и т.д.

Организация семейного театра – доступная форма организации совместной деятельности любой семьи вне зависимости от материального достатка, главное – желание родителей: различные виды театров (теневой звуковой, кукольный) способствуют сближению членов семьи, развивают творческие способности детей, формируют гражданские качества.

Творческий формат в организации досуга детей подразумевает и организацию семейных конкурсов: конкурс чтецов, конкурс наблюдателей, конкурс выдумщиков (дети любят фантазировать).

Особую форму совместной деятельности представляет организация экспериментов (эксперименты со льдом, водой, паром, солью, сахаром и др.), которые положительно сказываются на развитии мышления детей.

Таким образом, режим самоизоляции – время, которое родители каждой семьи должны провести с пользой для развития и воспитания своих детей. Грамотно организованное взаимодействие членов семьи – положительно отражается как на общем развитии детей, так и, что очень важно, на нравственном воспитании подрастающего поколения россиян. Способов организации совместного общения родителей и детей, как видим, достаточно много, однако каждая семья выбирает приемлемые для себя инструменты выстраивания взаимоотношений.

Источник информации: Резеда Рахматуллина, Анвар Хузиахметов, Рашида Габдрахманова