15 апреля 2020
Педагог, которого ждут в школе, учится в КФУ

П

Педагог – одна из древнейших профессий. Но его профессиограмма не остается неизменной. Она меняется с развитием общества в условиях социальных преобразований страны, меняется и статус учителя, и его деятельность усложняется.

В современном мире педагог - сложная профессия, требующая очень глубоких и разносторонних знаний, эрудиции, полной отдачи сил и энергии, терпения и мужества. Только искренне преданные этой профессии люди становятся настоящими педагогами! Одним словом можно сказать, что идеально «хороший» учитель должен все знать, все понимать, быть лучше и совершеннее любого обычного нормального человека. Он должен как бы воспарить над человеческой массой, демонстрируя необычайные знания, яркий талант, организаторские способности, силу и полноту личности, умение заботливо и чутко относится к детям.

Глобальное обновление отечественного образования диктует необходимость принципиальных изменений всего характера подготовки учителей в КФУ: и с точки зрения социальной, и с точки зрения психолого-педагогической, и с точки зрения культурологической. В связи с этим, кафедра методологии обучения и воспитания ИПО КФУ, научно-образовательный центр татарской национальной педагогики КФУ, которые целенаправленно занимаются подготовкой учителей-предметников во всех институтах и факультетах, ориентируются на личностный потенциал студента-гражданина, патриота своей Родины, лидера оздоровления страны, а также носителя родной национальной культуры и культуры межнационального согласия. Наша кафедра занимается формированием принципиально нового типа ментальности будущего учителя, с устойчивой и демократичной профессиональной позицией, культурой педагогического мышления, общения и деятельности, а также определением гуманистической профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя. НПР, ППС кафедры методологии обучения и воспитания ИПО КФУ направляют свои усилия в сторону гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, усиления его духовно-нравственного  и культурно-аксиологического характера, они задают тон в осуществлении новой организации учебного процесса, которая создает благоприятные условия для развития личностного потенциала как преподавателей, так и студентов.

Выпускник КФУ должен быть способным занять руководящий пост в любой образовательной организации, ему должно быть по силам поставить спектакль, организовать фестиваль, возглавить всевозможные спортивные секции, кружки художественной самодеятельности и т.п. И всему этому мы стараемся научить их в стенах нашего КФУ. В 2019/2020 учебном году НПР, ППС, аспирантами, магистрантами, экспертами нашей кафедры проведены беседы в группах ИПО, ИХ им. Бутлерова, ИФ, ИФМиБ, ИМиМ им.Н.И. Лобачевского по вопросам здорового образа жизни, встреча со студентами старших курсов «Поделись своим опытом, беседы о методике самообразования и самовоспитания, студенческие конкурсы «Моя семья. Мой дом. Мой город. Моя страна», беседы «Нормы межкультурного общения», экскурсии в Государственный Совет РТ (профессор А.Н. Хузиахметов, доцент Габдрахманова Р.Г.), Ток-шоу «Избирательное право и молодежь (доцент Р.Р. Насибуллов), мероприятия по теме «История КФУ. Видные ученые и их научно-педагогическая деятельность» (доцент И.Ф. Яруллин), конкурс сочинений среди студентов 4-х курсов КФУ на профессионально ориентированную тематику (профессор Г.Ж. Фахрутдинова), работа по изучению опыта лучших учителей базовых школ КФУ, просмотр видеофильмов, снятых в период педагогической практики, организованы выставки лучших методических разработок, планов-конспектов (доценты Р.Р. Насибуллов, И.Ф. Яруллин, Э.Ш. Миннебаев), телевизионные лектории с обсуждением вопросов на педагогическую тематику, направленную на рост профессиональных навыков (профессор А.Н. Хузиахметов, доцент Э.Ш. Салимзянова), конкурс «Защита фантастического проекта «Школа будущего» (доцент Р.Г. Габдрахманова), организованы для студентов педагогические кружки, исследовательские группы «Современные педагогические технологии», «Воспитательная работа с трудными детьми», «Организационная деятельность в школе», «Молодой педагог-руководитель», «НОТ будущего учителя», «Инновационная деятельность педагога», «Педагогическое общение в учебно-воспитательном процессе», «Психолого-педагогическая диагностика личности»; а также сбор материалов в педагогическую копилку будущего учителя: педагогическая и методическая литература, статьи из газет, журналов, конспекты различных форм воспитательной работы в школе, выставка методических копилок и лучших методических разработок, диспуты «Общение как основа педагогического мастерства» оказание помощи Республиканскому центру «Ял» по подготовке вожатых. Проводится постоянная целенаправленная работа по воспитанию художественно-эстетических вкусов студентов на основе приобщения их к театральному искусству: еженедельные посещения театров им.Г.Камала, им.Качалова, им. Тинчурина, им.Г.Кариева; а также просветительская и шефская работа в сельских школах Апастовского, Кайбицкого, Тетюшского, Спасского, Рыбно-Слободского, Лаишевского районов, базовых школ в Чувашии и Марий Эль.

Все эти мероприятия, организованные НПР, ППС, аспирантами, магистрантами кафедры методологии обучения и воспитания ИПО КФУ, способствуют развитию личностного, творческого, научно-исследовательского потенциала студентов КФУ-будущих учителей, которых ждут в школах, гимназиях, лицеях не только нашей Республики, но и во всех регионах Российской Федерации.

Зав. кафедрой методологии обучения и воспитания ИПО КФУ, д.п.н., профессор, Заслуженный учитель школ РФ и РТ, Заслуженный деятель науки РТ, Академик РАГН, Эксперт РАН А.Н. Хузиахметов

Источник информации: Хузиахметов Анвар Нуриахметович