27 марта 2020
Как готовить современного педагога?

Как готовить современного педагога? Такой вопрос стал ключевым на международных конференциях, организованных НОЦ педагогических исследований и кафедрой дошкольного образования (см.: Теория и практика развивающего обучения в условиях цифрового образования ХХI века. // Сборник статей и методических материалов ХV международной научно-практической конференции. 30 марта 2020 г. Казань, 2020. - 286  с.; Одаренность и талант в информационном пространстве ХХI века. // Сборник статей и методических материалов ХХVI международной научно-практической конференции. 30 марта 2020 г. Казань, 2020. - 354  с.). Работа конференций проходила и проходит дистанционно. Однако вопросы, поставленные на них, вызывают живой интерес участников.

Дело в том, что Правительство Российской Федерации предъявляют высокие требования к педагогу. Однако мер по его социальной и профессиональной защите практически нет. Поэтому учитель в России не защищен ни от произвола подростков, ни от грубости родителей, ни от наказаний Рособрнадзора или разжигания необоснованной критики в СМИ. В Германии, например, учитель приравнен к государственным служащим (со всеми имеющимися привилегиями).

Отсюда неуважение к педагогической науке в России и высокий престиж педагогических знаний в Англии, Германии, Франции, Китае и др. странах. Не случайно англичане в Бирмингейме говорят, быть учителем – это привилегия, а иметь учителя – это благословение.

Все, кто занимается педагогическим образованием, то есть теорией и практикой подготовки педагогов, заметили, что в период модернизации высшего образования (введения бакалавриата и магистратуры, уничтожения специалитета, объединения вузов и др.) педагогика как наука и как дисциплина, необходимая для подготовки учителей, стала исчезать. Сейчас легко найти выпускника университета, который ничего не знает о педагогике (общей педагогике, дошкольной, начальной, педагогике для средней или высшей школы), не знает о дидактике или методике преподавания и воспитания. В некоторых негосударственных вузах студенты до сих пор спрашивают, какими учителями они в итоге будут, то есть они знают по школе, что есть учителя начальной школы, есть учителя-предметники, связанные с преподаванием математики, физики, химии, литературы, истории, а вот какими будут они (то есть что преподавать) – они не знают и не всегда знают об этом сами преподаватели вузов.

Даже в государственных университетах педагогика стала дисциплиной на выбор. Трудно представить себе учителя, который не знает дидактики (теории построения урока, теории дидактических методов и приемов обучения и учения), методики преподавания предмета (таксономии целей, теории решения познавательных задач, поэтапного формирования умственных действий и др.). Поэтому выпускники, пожелавшие работать в школе, должны самостоятельно осваивать теорию в повседневной практике.

Педагогика, связанная с такими именами, как Ян Амос Коменский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др., очевидно нуждается в возрождении. Без опоры на аксиомы педагогики, теоретические основы, закономерности, принципы обучения и воспитания невозможно построить цифровую педагогику. Наполнение цифрового контента дидактическим и методическим содержанием пока носит хаотичный и ненаучный характер. Это негативная тенденция.

Перспективной тенденцией можно считать развитие педагогического образования в Казанском федеральном университете и в вузах, с которыми этот университет установил партнерские отношения (это университеты США, Великобритании, Германии и др.). В Казанском эксперименте предусмотрены несколько моделей организации педагогического образования (традиционная, интегрированная, сетевая и др.), разнообразные траектории и модули подготовки. Положительной стороной этого эксперимента является то, что фундаментальная предметная подготовка будущих учителей на уровне бакалавриата совмещается с профессиональной подготовкой (и переподготовкой) на уровне системы непрерывного педагогического образования, поскольку университет имеет свой Приволжский региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров и студенты могут параллельно включаться в образовательный процесс этого центра. Педагогическая магистратура тоже имеет ряд выигрышных сторон: она практико-ориентирована, имеет связь с базовыми университетскими школами и формирует практические компетенции.

Всё это позволяет строить работу с одарёнными студентами целенаправленно и системно, соединяя теоретическую и практическую подготовку педагогов будущего в единое целое, развивая их академическую мобильность в системе транснациональных образовательных платформ и научно-исследовательских центров, занимающихся повышением качества педагогического образования.

Источник информации: Валерьян Габдулхаков