28 января 2020
ХХV Международная научно-практическая конференция по развитию одаренности

На ХХV международной научно-практической конференции, прошедшей 27 января на базе средней школы № 112 г. Казани (директор С.В.Архипова), был одобрен передовой педагогический опыт учителей, показавших мастер-классы по использованию цифровых ресурсов в образовательном процессе (Миргалеева Н.В., Скворцова С.С., Насыбуллина А.А., Гафиятуллина Ч.Р., Ганиева Л.В., Вахитова Д.Г., Гараева А.В., Бигаева О.С., Нурмеева Г.В., Морозова О.А.).

В докладах и выступлениях участников конференции отмечалось, что система российского образования пока не готова адаптировать учебный и воспитательный процесс к особенностям одаренных детей. Тем не менее ведутся активные исследования по выявлению и организации сопровождения одаренных.

Ведущим фактором осуществления перемен во всех сферах жизни выступает молодёжь, что определяет смысл образования – создание передового, прогрессивного, совершенного, успешного и счастливого человека. Сутью современной образовательной парадигмы выступает идея самоценности, уникальности, свободы, творческого самовыражения человеческой личности. Изменение роли образования как важнейшего фактора формирования нового качества культуры, общества в целом требуют переосмысления и подходов к работе с одарённой молодёжью, которая рассматривается как ценнейший человеческий капитал, а сама одарённость как способность к созданию продукта, представляющего экономическую ценность.

Была отмечена особая важность дошкольного образования. Дидактика дошкольного образования в последние годы переживает полосу кризисных явлений. Отчасти это связано с доминированием концепции игры как ведущего типа деятельности, согласно которой теперь «учить нельзя» - «учить надо», с реализацией ФГОС как творческого проекта, согласно которому педагоги не всегда знают, что творить можно и что нельзя; поставлены перед проблемами разработки собственных образовательных программ без опоры на общепринятую дидактику.

Актуализирован менторинг. Менторинг как методическое явление хорошо развит на Западе и связан с особой ролью педагога-ментора, педагога-наставника, тьютора или консультанта. Формирование языковой личности как личности, реализованной в родном языке и национальной культуре, осложнено проблемами интерференции (отрицательного влияния одного языка на другой). Устойчивая интерференция, когда семантическая база родного языка плохо взаимодействует с семантической базой второго или третьего языка, провоцирует развитие смешанного билингвизма, а это в свою очередь затрудняет развитие когнитивных функций, отрицательно влияет на интеллект, мышление, речепорождение, на культуру речевого поведения как на первом, так и на втором языке и третьем языке.

Констатировано, что развитие одаренности должно быть сопряжено с развитием информационных ресурсов и IT-компетенций. XXI век – век глобализации интернета, передовых технологий, инноваций, предъявляющих высокие требования к профессионализму и IT-компетенции педагога. С 1 января 2020 г в образовательных организациях должен состояться переход на профессиональный стандарт. Одна их целей нововведения – улучшение подготовки учителей и условий этой подготовки, что включает развитие IT-компетентности. Профессиональный стандарт педагога содержит значительное число позиций, связанных с IT-компетенциями. При этом можно выделить два уровня требований к ИКТ-компетенциям педагога - технологический (владение информационными технологиями) и методический (владение методами применения IT-технологий в образовательном процессе.

Cтремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Применение информационных технологий позволяет подойти к вопросу организации воспитательного процесса с качественно новой стороны. Использование ИКТ в управлении воспитательным процессом, в воспитательной работе в целом позволяет оптимизировать воспитательный процесс. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой.

Критерии эффективности использования информационных технологий в воспитательной работе должны стать:

- экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);

- компактность (возможность накапливать информации на диске, исключая накопление папок с информационным печатным материалом);

- наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;

- возможность проведения мониторинга (индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);    

- возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности.

Источник информации: Валерьян Габдулхаков