18 января 2020
Путешествие иностранцев во времени

Январь стал поистине богатым на события для иностранных студентов, приехавших в Высшую школу русского языка и межкультурной коммуникации им. И.А. Бодуэна де Куртенэ  ИФМК для специальной языковой подготовки: повышения своих знаний по русскому языку и русской культуре. И начался этот месяц с того, что занятия по лингвострановедению, предмету, связанному как со знакомством с географией страны изучаемого языка, так и ее культурой, традициями, деятелями искусства и науки, были перенесены из стен аудиторий института в музеи Казани. 

Так, в начале января студенты смогли побывать в двух городских музеях: музее Константина Васильева и в доме-музее В.И. Ульянова-Ленина.

Музей К. Васильева не оставил равнодушным никого из студентов: таким увлекательным и интересным оказался рассказ экскурсовода музея об одном из самых талантливых, но, к сожалению, малоизвестных среди иностранцев русских художников советской эпохи. Студенты были потрясены многогранностью таланта художника: их внимание привлекли графические портреты известных композиторов и сюрреалистические композиции, написанные по мотивам картин Сальвадора Дали, цикл «Русь былинная», серия картин о Великой Отечественной войне. Без труда студенты узнали и портрет одного из самых любимых писателей художника – Ф. Достоевского, чье творчество оказало большое влияние на формирование мировоззрения К. Васильева.

Студентов из Китайской народной республики особенно заинтересовала в картинах К. Васильева Русь ведическая, поскольку одной из главных задач курса является в том числе знакомство с культурой русского народа, его искусством: русскими песнями, былинами, сказками и т.д. Особое их внимание заслужили картины «Рождение Дуная», «Плач Ярославны», «Человек с филином», ведь К. Васильев, обращаясь к народному искусству, создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов. Впервые увидели иностранные студенты и мифологический персонаж русских сказок русалку в одноименной картине художника, удивившую их своей внешностью, похожей на простую русскую девушку.

Студенты из Кипра и Кореи были заинтересованы картинами «Нашествие», «Парад 41-го», «Прощание славянки», портретом маршала Жукова, а также картиной «Гибель викинга», написанной по скандинавским мифам.

Кроме того, молодые люди были заворожены техникой работ художника: свечи в картинах «Ожидание» и «Гадание», действительно, горели: в этом они убедились, сфотографировав их и посмотрев в объектив - настолько сильным было их впечатление от увиденного. А звездное небо в картине «Над костром» на некоторых из них навеяла тоску по родине, как заметили студенты. Подолгу любовались студенты и русскими пейзажами в картинах «Осень», «Глухомань», сравнивая их с увиденными в Третьяковской галерее в Москве картинами русских художников.

С великим сожалением студенты узнали, что художник К. Васильев прожил такую яркую, но короткую и трагичную жизнь. Об этом они делились друг с другом. Ведь жизнь молодого художника оборвалась так рано.

Вторым по значимости событием для иностранных студентов стало посещение историко-биографической и мемориальной экспозиции дома-музея В.И. Ульянова-Ленина. Несмотря на то что путь от улицы Баумана до улицы Ульянова был для них неблизким, тем не менее они его преодолели не зря, как оказалось. С большим любопытством студенты осмотрели комнаты в доме, где проживала семья Ульяновых, ознакомились с обстановкой, в которой жил выдающийся деятель ХХ столетия, увидели аутентичные предметы быта той эпохи, рассказывающие о жизни его обитателей: занятиях и увлечениях.  В целом для студентов было весьма интересным увидеть родственные связи семьи Ульяновых с Казанью и Казанским краем, узнать об участии В.И. Ленина в студенческой сходке и марксистских кружках. Так, они без труда узнали и картину, на которой изображен молодой студент Владимир Ульянов во время сходки в актовом зале Казанского императорского университета. Сведения о казанском периоде жизни семьи Ульяновых позволили студентам-иностранцам углубить свои знания о семье Ленина, о роли Казани в становлении Владимира Ульянова на революционный путь.

Иностранные студенты остались весьма довольны экскурсией и пообещали рассказать своим друзьям и близким о своих впечатлениях. А главное – сдать экзамен по лингвострановедению на «отлично»!

Источник информации: доцент кафедры русского языка как иностранного, к.ф.н. И.А. Садыкова