23 декабря 2019
Какие условия нужны для развития педагогической науки в России?

Какие условия нужны для развития педагогической науки в России? 

Пожалуй, этот вопрос оказался самым болезненным в дискуссии, прошедшей 20 декабря в Ульяновском государственном университете. Университет сначала развивался как филиал МГУ им. М.В.Ломоносова, сравнительно недавно стал самостоятельным.

По обсуждению стало видно, что у многих провинциальных вузов России крайне низкий уровень материально-технического обеспечения, многие с недоверием относятся к известным сейчас рейтинговым показателям, не всегда понимают, зачем нужны международные базы данных; не обсуждают проблемы плагиата и автоплагиата и гордятся лояльным отношением к ним Диссернета.

Невключенность многих российских вузов в международные исследования по педагогике отрицательно сказывается на развитии теории и методики обучения в России: положительный (и отрицательный) опыт есть и у нас, и за рубежом.

За рубежом востребована советская и российская методика (например, в США давно используется система развивающего обучения Давыдова, Эльконина, Занкова; в Германии до сих пор популярны методика Шаталова, проблемное обучение Лернера, Матюшкина, Махмутова); в то же время наши педагоги плохо представляют эффективные курикулумы, тьюторские алгоритмы, менторинговые траектории (технологии), нацеленные на развитие индивидуальности, одаренности и подготовку нобелевских лауреатов (например, в университетских комплексах Оксфорда, Лондона, Бирмингейма, Кембриджа в Англии или Гарварда в США).

Всё это говорит о том, что отсутствие необходимых международных соглашений, материально-технической поддержки провоцирует развитие косности мышления, комплекса неполноценности и, конечно, не способствует прогрессивному развитию педагогической мысли в России.

Источник информации: Валерьян Габдулхаков