16 декабря 2019
Когда учёный – не учёный?

13 декабря на базе КНИТУ обсудили эффективность подготовки научных педагогических кадров диссертационными советами России (докладчиком выступила эксперт ВАКа Ф. Т. Шагеева). Всего таких советов в России осталось 98. Эти советы рассматривают диссертации, представленные на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук.

Средний возраст соискателей ученых степеней по педагогике теперь стал приличный: 50 лет у докторов, 48 лет у кандидатов наук.

В настоящее время в России защищаются в среднем всего одна докторская – в два года и четыре кандидатских – в год. Цифры более чем скромные, если учитывать, что параллельно в ВАКе активно работает механизм по лишению ученых степеней людей, защитивших свои диссертации в 2010-2012 гг. Лишение происходит по представлению и под контролем Диссернет. За два года лишены ученых степеней доктора и кандидата наук 60 человек. Получается, что в России интенсивность лишения выше, чем интенсивность порождения.

Обсудили и другие интересные вопросы. Среди них вопросы о том, что:

- закрытие диссертационного совета теперь может влиять на назначение ректора университета;

- проблема педагогики как самостоятельной отрасли науки до сих пор не решена (то ли это педагогика, то ли это образование);

- научными руководителями диссертационных исследований часто назначаются не компетентные, а нужные люди;

- названия диссертаций иногда бывают смешными и не соответствующими теме и идее;

- гипотеза исследования должна иметь самобытный характер и не звучать как задача и мн. др.

В целом по результатам обсуждения видно, что профессиональное сообщество трансформируется и его представители, отвечающие за судьбу педагогической науки, не всегда понимают, что критериальная база оценки науки и научных работ устарела и главный стержень современной педагогики – это не стандарт и требования к образованию, а практическая методика и инновационная практика (в том числе и в цифровом исполнении), связанные с разработкой конкретных предметных программ, ЦОР, ЭОР, учебников, дидактических материалов, технологий организации учебно-воспитательного процесса, с диагностикой качества предметного обучения, воспитания, развития и др.

Источник информации: Валерьян Габдулхаков