11 декабря 2019
"Социально-исторический контекст в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети""

10 декабря 2019 года в Лицее имени Н.И. Лобачевского КФУ учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Хусаеновой Гузель Динаровной был дал открытый урок на тему «Социально-исторический контекст в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»» в 10Е классе. Занятие носило метапредметный характер: педагог начала урок с фронтального опроса учащихся об одном из судьбоносных периодов российской истории 19 века -  годах, предшествующих отмене крепостного права. В ходе беседы  лицеистами были получены ответы на вопросы о том, чем же отличается исторический источник, повествующий об определенной эпохе, от художественного произведения.

На уроке были блестяще использованы проектный метод обучения и смысловое чтение. Ученики 10Е класса были поделены на группы и должны были, опираясь на первые 5 глав романа, рассказать о положении крепостных крестьян, дворян-помещиков, а также посмотреть, как были описаны природа и обстановка, окружающие героев Тургенева. Зачитывая фрагменты текста и анализируя их, лицеисты пришли к выводу о том, что перемены были действительно необходимы, и отметили мастерство Ивана Сергеевича в использовании художественных деталей, которое помогло наиболее точно отразить картину тяжелого состояния, в котором оказалась предреформенная Россия.

Урок Хусаеновой Г.Д., по своему типу представлявший урок общеметодологической направленности с элементами систематизации и обобщения материала, был организован и проведен на высочайшем профессиональном уровне. Все этапы урока четко спланированы и выдержаны. Применение ИКТ на всех этапах занятия позволило заинтересовать учащихся и поддержать высокий уровень мотивации к изучаемому материалу. Особенно заинтересовала учащихся словарная работа – объяснение выражений, обозначающих реалии прошлого- «изрытые берега рек», «разметанные крыши», «низкие избы о семи венцах».

Урок Хусаеновой Г.Д. отличался доброжелательной, творческой атмосферой, ученики с удовольствием работали с классическим литературным текстом, цели урока были достигнуты

Источник информации: Пресс-центр лицея