Тема форума учителей-грантополучателей и региональных инновационных площадок была обозначена как «Педагоги Татарстана: инновации в образовании»
Форум был организован Министерством образования Республики Татарстан совместно с Институтом развития образования Республики Татарстан, Казанским Открытым Университетом талантов 2.0, Управлением образования Казани на базе городского лицея №146 «Ресурс».
С отчетом по деятельности региональной инновационной площадки Елабужского института выступила доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Фарида Газизова.
В форуме приняли участие около 700 представителей педагогического сообщества, основную часть которых составляют более 600 учителей, признанных получателями гранта «Поддержка профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан» в 2019 году и 32 образовательные организации, получившие в 2018 году статус региональных инновационных площадок.
Участники форума работали в рамках дискуссионных площадок, участвовали в дискуссиях и тренингах, а также принимали участие в работе панельной дискуссии на тему: «Пространство инноваций: точки роста».
В рамках форума участники обсудили вопросы организации работы учителей-грантополучателей в учебном году по профессиональному развитию и наставнической деятельности с молодыми учителями и учителями, имеющими профессиональные дефициты на достижение высоких результатов, и ознакомились с инновационными продуктами, представленными региональными площадками, разработанными в рамках реализации гранта РИП.
На форуме было отмечено, что в последние годы возросло внимание всех уровней власти и профсоюза работников образования к таким проблемам, как повышение качества общего образования, повышение его воспитательного потенциала, профессионального роста учителя, использование инновационных образовательных технологий, заложенных в федеральных проектов Национального проекта «Образование».
С целью мотивации профессионального развития и наставнической деятельности грантополучателей по работе с молодыми учителями и учителями, имеющими профессиональные дефициты, были обозначены основные вызовы современной системе образования и процессы, связанные с изменением содержания образования, условий труда и форм работы учителя в условиях внедрения профессиональных стандартов в сфере образования. Участники форума ознакомились с планами работы грантополучателей по достижению более высоких результатов в профессиональной деятельности и ожидаемыми результатами, а также инновационными продуктами РИП.
Форум позволил обсудить с грантополучателями и 32 РИП конкретные проблемы сегодняшней школы, обменяться мнениями и практическим опытом, наметить пути решения проблем по повышению уровня владения профессиональными компетенциями в педагогической деятельности и развитию их творческого потенциала, а также повышения качества образования Республики Татарстан.
По результатам обмена мнениями участниками форума были внесены следующие предложения в резолюцию:
Отчет по итогам работы региональной инновационной площадки
С 12 по 15 марта экспертным советом при Министерстве образования и науки РТ проводятся публичные слушания образовательных организаций - обладателей гранта «Создание и поддержка региональных инновационных площадок в 2018 году».
Цель гранта - стимулирование инновационной деятельности образовательных организаций для повышения качества образования в республике, выявление значимости и качества предлагаемых инновационных продуктов по приоритетным направлениям развития образования, разработка инновационного продукта.
В конкурсном отборе приняли участие 132 образовательные организации. Получили статус региональной инновационной площадки РИП РТ 32 организации: первого вида - 8; второго вида - 24.
Каждая площадка получила грант для разработки, апробации и внедрения инновационного продукта. Для РИП РТ первого вида размер гранта составил один миллион рублей, для РИП РТ второго вида - пятьсот тысяч рублей.
В рамках слушаний площадки публично отчитываются:
Экспертный совет проводит оценку отчётных материалов по реализации инновационного проекта.
РИП РТ являются стажировочными площадками в рамках реализации программ профессионального роста педагогических и управленческих работников.
Справочно
Согласно приказу Грантосоискатели – образовательные организации, которым приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан на основе решения Экспертного совета при Министерстве образования и науки Республики Татарстан по инновационной работе в системе образования на период реализации инновационного проекта (программы) присвоен статус региональной инновационной площадки.
В конкурсном отборе на соискание гранта принимают участие региональные инновационные площадки (далее – инновационные площадки) двух видов, осуществляющие инновационную деятельность по приоритетным направлениям инновационной деятельности в системе образования Республики Татарстан на 2018 год:
государственные образовательные организации, расположенные на территории Республики Татарстан, осуществляющие образовательную деятельность по программам высшего, профессионального, дополнительного профессионального образования педагогического профиля – научные консультанты (далее – инновационные площадки первого вида). Инновационные площадки первого вида являются научным консультантом для педагогических работников и образовательных организаций;
государственные и муниципальные образовательные организации, расположенные на территории Республики Татарстан, осуществляющие образовательную деятельность по программам дошкольного, общего, дополнительного образования детей, работающие совместно с научным консультантом и апробационными площадками (далее – инновационные площадки второго вида).
Основные задачи инновационных площадок первого вида:
разработка инновационных продуктов в сфере образования;
оказание научно-методической поддержки педагогическим работникам и образовательным организациям в разработке, апробации и внедрении инновационных педагогических продуктов в систему образования Республики Татарстан;
создание условий для диссеминации лучших инновационных образовательных практик;
внедрение инноваций по направлению заявленной темы в систему образования Республики Татарстан.
Основные задачи инновационных площадок второго вида:
организация и проведение методической и исследовательской работы прикладного характера по актуальным проблемам развития системы образования Республики Татарстан на конкретной практической базе во взаимодействии с инновационными площадками первого вида;
разработка инновационных продуктов прикладного характера;
представление полученных результатов инновационной деятельности с обоснованием положительных эффектов от внедрения в свою образовательную практику и практику работы апробационных площадок.
РИП каждого вида организуют деятельность по реализации инноваций в сфере образования, профессионального роста педагогических работников и методической поддержки работников системы образования Республики Татарстан в соответствии с планом работы на календарный год.
Инновационный продукт – конечный результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта, или технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Основные виды инновационных продуктов:
методики и технологии;
методические рекомендации, пособия;
модели организации образовательного процесса;
мониторинговая система оценки результатов образования;
образовательные, учебные, коррекционные, профилактические программы;
учебно-методические комплекты;
диагностические, контрольно-измерительные материалы;
модели организации социального партнерства.
Отчет по затратам включает следующую информацию:
Выплаты персоналу, научному консультанту, сотрудникам апробационных площадок.
Командировочные расходы сотрудников.
Расходы на приобретение программных продуктов, методических материалов.
Расходы, предназначенные для распространения и тиражирования инновационного опыта
Уплата налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Иные выплаты.
Выплаты по окончательным расчетам.
Документы, отражающие характер расходов, должны содержать достаточно информации, чтобы было возможно однозначно:
идентифицировать вид расходов,
определить качественные и количественные характеристики расходов,
подтвердить факт расходов (это особенно важно для услуг и работ, не имеющих материального результата). В наличии должны быть все сопутствующие подтверждающие платежные документы. Например, при разработке и составлении инновационной программы результатом является не только количество страниц печатного текста, но и содержание, и качество самой программы, которая должна соответствовать критериям эффективности, надежности, перспективности, реализуемости в массовой практике и пр. Поэтому расчет стоимости таких работ целесообразно строить не на основе стоимости одной страницы и количества разработанных страниц, а на основе стоимости часа работы и трудозатрат на эту работу.