21 ноября 2019
Мастер-класс студентов Института психологии и образования по выразительному чтению

В Центре практик дошкольного и начального образования Института психологии и образования КФУ 20 ноября 2019 года студентами 3 курса, обучающимися по профилю «Начальное образование и иностранный (английский) язык» проведен мастер-класс по  выразительному чтению. Почетными зрителями мероприятия стали ректора российских вузов, приехавшие на празднование 215-летия со дня основания Казанского университета.

Гостем мастер-класса и самым заинтересованным слушателем стал куратор академической группы 17.1-709 Иванов Динар Валерьевич.

Во время проведения мастер-класса студенты 3 курса группы 17.1-709 показали результаты обучения   по курсу «Выразительное чтение».

Студенты 709 группы убедили зрителей в том, что воплощение литературного произведения в звучащем слове требует большой предварительной работы и немалого творческого напряжения. Чтец использует приемы исполнительского анализа. Специфика исполнительского анализа заключается в том, что предметом его внимания является не только литературное произведение, но и сам исполнитель с характерными чертами его личности. Чтец, являясь посредником между текстом и его автором, принимает самое непосредственное участие в создании как бы нового произведения, в основе которого лежит уже написанное.

Назначение исполнительского анализа – творческое освоение художественного произведения, определение способов и средств преобразования письменного текста в полнокровную устную речь, в звучащее произведение искусства.

Содержание, формы и приемы такого анализа обусловлены своеобразием выбранного произведения (его родом, жанром, объемом и художественными особенностями) и степенью подготовки чтеца к его освоению (уровнем общеэстетического и литературного развития исполнителя).

Студенты подготовили и рассказали произведения детских писателей 19 и 20 века, ставшие классикой детской литературы. В исполнении студентов прозвучали произведения И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Волк на псарне», «Ларчик»,  «Свинья под дубом», «Стрекоза и муравей»,  А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зеленый», Н.Н.Носова «Фантазеры», В.Ю.Драгунского «Он живой и светится», Е.А.Благининой «Мама спит, она устала», А.Усачева «Любовь», «Кошачья планета», М.Бородицкой «В школу»,   А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» и др.

Специфика родо-видо- жанровой разновидности художественного произведения требует  от чтеца различного исполнения. Студентам удалось продемонстрировать сформированные профессиональные навыки выразительного чтения произведений различных родов и жанров, написанных на самые разные темы, начиная от  школьной жизни,  отношений со взрослыми и одноклассниками и заканчивая темой любви к Родине, размышлениями о лести, жадности, воровстве, невежестве и нежелании трудиться. 

Чтение учителя  начальных классов должно звучать на уроках  литературного чтения постоянно, так как оно является ключом к пониманию  младшими школьниками содержания произведения, образцом для подражания.

Выразительное чтение учителя – это «объяснение без объяснения». Оно призвано компенсировать несовершенство навыка чтения учащихся, недостаточный опыт получения информации из текста, отсутствие читательского кругозора. Понимая важность сформированности навыка выразительного чтения, студенты-третьекурсники овладели  основами  исполнительского анализа литературных произведений, адресованных детям.

Прекрасное чтение продемонстрировали студенты Культина Екатерина, Кузина Анастасия, Авзалова Юлия, Галлямова Румия, Хаметшина Алина, Гафарова Эндже, Минниханова Лиля, Маннанова Ляля, Авдеева Дарья, Рахматуллина Регина, Шлемова Ангелина, Зябикова Диана, Багаутдинова Алина и другие.

Итоги мастер-класса подвела доц.Камалова Л.А. и  студенты  3 курса.

Студенты отметили, что самое трудное в выразительном чтении – это работа над интонацией. Интонация – сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий в себя: мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение, тембр речи.

Куратор группы Иванов Д.В. выразил слова благодарности студентам и преподавателю курса  за содержательное, интересное мероприятие,   столь необходимое будущим учителя начальных классов в их профессиональной деятельности.

Источник информации: Венера Закирова, Лера Камалова