28 октября 2019
Математическое образование и развитие таланта обсудили участники конференции MATHEDU" 2019

23-27 октября 2019 года в Институте математики и механики имени Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета состоялась IX Международная научно-практическая конференция «Математическое образование в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы», посвященная 215-летию основания Казанского университета (MATHEDU’ 2019). Организаторами конференции выступили Региональный научно-образовательный математический центр КФУ, ИММ, кафедра теории и технологий преподавания математики и информатики.
В работе конференции приняло участие около 300 ученых и практиков из разных регионов нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья. Среди участников конференции – ученые из Техасского Университета в г. Эль Пасо, США, Мексики, Колумбии, Беларуси, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Украины, а также ученые ведущих научных и образовательных центров из 65-ти городов России: от Санкт-Петербурга до Владивостока. На конференции обсуждались проблемы развития математического образования в школе и вузе в условиях его цифровизации и перехода на новые образовательные стандарты, рассматривались вопросы применения современных технологий обучения математике, создания цифровой образовательной среды, опыта организации непрерывного образования учителей математики и информатики. Одной из ведущих тем обсуждения стала проблема математического образования одаренных детей. Программа конференции включала пленарное заседание, секционные заседания, круглый стол и мастер-классы ведущих учителей.
На пленарном заседании от имени руководства КФУ с приветственным словом к участникам конференции обратился первый проректор, проф. Рияз Гатауллович Минзарипов. Он подчеркнул, что конференция – это уникальное диалоговое пространство научного сообщества для поиска решений актуальных проблем педагогических исследований в математическом образовании в условиях цифровизации экономики и перехода на новые образовательные стандарты, для обмена научными результатами и исследовательским опытом и установления международных контактов. Рияз Гатауллович отметил, что с каждым годом растет авторитет конференции, число участников прибавляется и в этом – заслуга организаторов, которые ежегодно на таком высоком уровне проводят эту конференцию, тем самым популяризируя КФУ не только за пределами города, но и нашей страны.
От имени руководства Института и Математического центра выступил заместитель директора ИММ по научной работе Бурат Фэридович Тазюков. Он отметил, что в преддверии 215-летия университета конференция имеет особую значимость, пригласил участников конференции на торжественное вручение медали имени Н.И. Лобачевского 2 декабря, пожелал успехов участникам конференции.
Заведующая кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики, проф. Лилиана Рафиковна Шакирова в своем выступлении отметила, что с самого основания Казанский университет был одним из крупнейших центров науки и образования в стране, дал миру таких корифеев науки, как Лобачевский, Клаус, Бутлеров и многих других. Докладчик подчеркнула, что «особая гордость института математики и механики – математическая школа Казанского университета, получившая мировую известность. С первых лет существования университета математическое образование здесь было на очень высоком уровне. Весомый вклад в науку в ХХ веке внесла Казанская алгебраическая школа под руководством Чеботарева; Казанская геометрическая школа, возглавляемая Широковым. Среди замечательных математиков Казанского университета следует назвать также имена Парфентьева, Четаева, Гагаева, сына Широкова, Нордена, Петровых, Морозова, Лаптева, Гахова, Салехова, Яблокова и многих других. Но первый в этом списке, безусловно, Лобачевский – гениальный ученый, педагог, ректор Казанского университета». В выступлении было отмечено, что в настоящее время богатые математические традиции Казанского университета продолжают научные школы, получившие международное признание. Основателем и руководителем научной школы по математической логике является действительный член Академии наук Республики Татарстан, проф. Марат Мирзаевич Арсланов, являющийся также руководителем математического центра КФУ. Экстремальные проблемы теории функций являются предметом исследований научной школы под руководством зав. кафедрой теории функций и приближений, проф. Фарита Габидиновича Авхадиева, являющегося также главным редактором журнала "Известия вузов. Математика".
Пленарное заседание открыл доклад Ирэны Веньяминовны Роберт, академика РАО, проф., главного научного сотрудника Института стратегии развития образования РАО, руководителя Научной школы "Информатизация образования", на тему «Стратегические направления развития информатизации отечественного образования периода цифровых информационных технологий». Автором отмечены существенные изменения в сфере образования, происходящие в связи с активным и систематическим применением цифровых технологий, обоснованы и описаны соответствующие им основные направления развития информатизации отечественного образования, выявлены сравнительные характеристики основных компонент традиционной педагогической науки (в том числе дидактики) и педагогической науки в условиях информатизации образования периода цифровых технологий.
Пленарный доклад Дауда Казбековича Мамия, ректора Адыгейского государственного университета, одного из создателей Кавказского математического центра, до недавнего времени директора Республиканской естественно-математической школы Майкопа, был посвящен теме «Региональные системы поиска математических талантов: проблемы и перспективы развития»; он поделился опытом создания и функционирования математического центра Республики Адыгея.
В докладе «Математическая одарённость и математические олимпиады» Назар Хангельдыевич Агаханов, профессор кафедры высшей математики Московского физико-технического института, лидер национальной команды России на Международной математической олимпиаде, председатель Консультативного совета Международной математической олимпиады, рассмотрены вопросы, связанные с математической подготовкой одаренных детей.
В докладе Мурата Ашировича Чошанова, профессора кафедр высшей математики и подготовки учителя Техасского университета в г. Эль Пасо, США, известного дидакта, специалиста в области инженерии обучающих технологий, приведены результаты исследований сравнительного анализа знаний учителей математики среднего звена двух стран – США и России.
Пленарное заседание продолжил Аркадий Борисович Скопенков, профессор МФТИ, с докладом «”Олимпиадная” и “исследовательская” работа со школьниками».
Завершила пленарное заседание Наталья Витальевна Походня, начальник отдела математического образования, академический руководитель Совместного бакалавриата Высшей школы экономики и Центра педагогического мастерства, с докладом «Практика студентов как часть непрерывного образования учителей в рамках общегородского проекта».
Работа конференции предусматривала кроме пленарных и секционных заседаний ряд мастер-классов. Среди них: мастер-класс на тему «Необычное в привычном» Олега Вадимовича Ренева, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года – 2018», учителя математики Санкт-Петербургского губернаторского физико-математического лицея №30, на котором обсуждалась необычная идея развития познавательного интереса учащихся на уроках математики, продемонстрированы варианты ее возможных реализаций; мастер-класс на тему «Образовательная платформа LEARNIS. Веб-квесты, викторины и терминологические игры в обучении», автор Максим Юрьевич Новиков, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года – 2018», основатель платформы LEARNIS, учитель информатики МАОУ СОШ №145 города Екатеринбурга. Также М.Ю. Новиков провел методический семинар на тему «Методы обучения на основе мобильных технологий».
Завершилась работа конференции проведением Круглого стола «Математическое образование и развитие таланта», который открыл Андрей Михайлович Райгородский, федеральный профессор математики, заведующий лабораторией продвинутой комбинаторики и сетевых приложений МФТИ, заведующий кафедрой дискретной математики МФТИ, директор Физико-технической школы прикладной математики и информатики МФТИ, руководитель Кавказского математического центра. В своем выступлении он поделился опытом создания задач для математических олимпиад. Его цель – «не кокнуть» ученика, а взрастить из него настоящего математика. В дискуссии также приняли участие: И.В. Роберт, Н.Х. Агаханов, Д.К. Мамий, М.А. Чошанов, А.Б. Скопенков, О.В. Ренев, М.Ю. Новиков, В.А. Сочнева. Доцент КФУ, кандидат физико-математических наук, Валентина Алексеевна Сочнева рассказала об истории становления казанского олимпиадного движения школьников, которое было стартом известных казанских математиков: доцента В.Р. Фридлендера, профессоров Д.Х. Муштари, В.Д. Соловьева и других. Она затронула проблему «узкости» математического развития олимпиадников, которые натренированы на решении конкретных задач и в большинстве своем не владеют общематематическими знаниями.
В работе круглого стола имела место оживленная и полезная дискуссия, в ходе которой В.А. Сочнева выступила с предложением учредить общероссийский праздник «День математика» и проводить его 1 декабря, в день рождения Н.И. Лобачевского. Участники заседания с энтузиазмом поддержали идею В.А. Сочневой, высказав пожелания о проведении «Дня математики» России.
Традиционно в дни работы конференции кафедра организует Республиканский семинар учителей математики и информатики. В этом году темой семинара была «Олимпиадная математика: проблемы подготовки школьников». На семинаре выступили выдающиеся специалисты в данной области, профессора Д.К. Мамий, А.М. Райгородский, Н.Х. Агаханов, А.Б. Скопенков. Во второй части семинара учителем из Санкт-Петербурга О.В. Реневым проведен мастер-класс на тему «Ответственные решения», посвященный построению математических моделей при обучении решению финансовых задач.
В культурной программе для участников конференции предлагалось посещение музея имени Н.И. Лобачевского КФУ, экскурсия в Казанский Кремль, организованная заместителем директора ИММ по социально-воспитательной работе П.Г. Великановым, поездка в Раифский монастырь, Храм всех религий и остров-град Свияжск.
Все дни конференции были насыщенными, результативными. После ее окончания участники поделились своими впечатлениями, отметив четкую, продуманную организацию, содержательную программу, высокий уровень пленарных докладов.
Оргкомитет конференции выражают благодарность всем участникам, и приглашает к дальнейшему сотрудничеству!

Источник информации: профессор Л.Р. Шакирова, доцент Е.Р. Садыкова.