25 октября 2019
Математический центр КФУ посетил академик Австралийской АН

В настоящее время профессор Сукочев представляет Институт математики и статистики университета Нового Южного Уэльса (г. Сидней). Ученый является мировым лидером в использовании алгебраических подходов для решения сложных аналитических задач. Его исследования лежат в области чистой математики, вдохновленной квантовой механикой. Международное научное сообщество признало его экспертом в трех смежных, но различных областях: некоммутативный анализ, некоммутативная геометрия и некоммутативная вероятность.

В рамках реализации Программы Регионального научно-образовательного математического центра КФУ ученый рассказал о своих представлениях, касающихся основных сфер деятельности и интересов математических центров.

По мнению зарубежного гостя, основной задачей математических центров должно стать налаживание контактов с ведущими экспертами.

– Это будет важно для маститых ученых, которые уже сформировались, и гораздо важнее для молодежи. Молодые люди должны задаваться вопросами: а какие задачи сейчас значимы? кто будет им все объяснять? Математические центры, с моей точки зрения, должны идентифицировать нужду в тех или иных людях, на которых «полезно» потратить деньги: например, пригласить их с курсом лекций на какое-то время. Задача математических центров в первую очередь заключается в улучшении человеческого общения между математиками. Мне кажется, что деятельность всех российских математических центров в скором времени преобразуется в систему грантов. Я вижу, что российские научные фонды РФФИ и РНФ пытаются наладить эту систему. Уверен, что она будет до конца отлажена. Ведь денег всегда недостаточно, а они должны тратиться на что-то перспективное. Как можно определить, что перспективное, а что нет? Опять же, через заявки на эти гранты – в зарытом отборе. Они проходят закрытое рецензирование, и именно лучшие из лучших обретают возможность получить финансирование.

А в задачах региональных математических центров должны быть идентифицированы люди, которые в состоянии написать хорошую заявку для гранта. И как только эти люди идентифицированы, им, во-первых, должна быть предоставлена определенная помощь. Написать хорошую заявку – большая работа. В нашей австралийской системе, например, это занимает порядка 2-х месяцев чистого времени.  Эта тяжелая работа может свести с ума, некого рода соревнования. Все хотят выиграть, написать как можно лучше, подать свою идею и свою разработку в лучшем свете. Задача центров безусловно, определить не только молодых, но и способных, а также оказывать частичную материальную поддержку. У нас, например, нельзя получить продвижение по работе на более высокую позицию, если у тебя нет грантов. А выиграешь – докажешь свою ценность как научного сотрудника. И тогда твой вклад станет гораздо более весомым. Это очень правильная и одновременно независимая система оценки.

В Австралии совместно с двумя молодыми людьми я организовал математическую школу. А почему бы это не сделать в математических центрах. Возьмем Казань, население Татарстана около 4 млн людей. Есть молодые люди, которые хотят заниматься наукой, в частности математикой. А почему бы не собрать всех их вместе, допустим, на время каникул (2-3 недели в Казани) и не прочитать им курс интересных лекций. Вот это достойнейшая задача для распространения знаний и умений среди широкого класса населения. Кто должен проделать эту работу? Математические центры. И это очевидно.

Федор Анатольевич прокомментировал и тему популяризации математических знаний. По его мнению популяризация математики – это некий нервный центр, который позволит осуществить контакты в нужной области науки между самыми разными «потребителями» и «производителями» математики и который осуществляет связь между самыми разными людьми: и с человеком, который живет в сельской местности, и ученым в университете, и ученым экспертом, который живет, к примеру, в США.  

Напоследок ученый рассказал о собственной трактовке понятия «наука». С его точки зрения наука – это попытка понять природу и Бога. А.Н. Колмогоров, оказывается, не любил, когда его называли математиком. Ему больше нравилось слово «естествоиспытатель». 

«Я думаю, все мы в той или иной форме пытаемся понять природу. Каждый из нас старается сделать так, чтобы что-то стало нам понятно» – добавил ученый.

 

Источник информации: Ильмир Валеев