23 сентября 2019
Зямиль Нигматов. К 80-летию ученого, ректора, педагога

Имя Зямиля Газизовича Нигматова - организатора и активного деятеля отечественной школы, автора многих учебников, учебных и методических пособий по различным проблемам педагогики, теории и методики воспитания - педагогической общественности Республики Татарстан и Российской Федерации хорошо известно. Диапазон его творчества необычайно широк: педагог - теоретик и организатор образования, методист, переводчик, редактор, певец; в век все сужающейся специализации в науке, трудно поверить, что всем этим занят один ученый.

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный учитель школ РТ З.Г.Нигматов был одним из ведущих отечественных ученых-педагогов. С результатами его почти пятидесятилетней научной, педагогической и практической деятельности связаны большие достижения в области теории гуманизации учебно-воспитательного процесса, в развитии общеобразовательной и профессиональной школы, в том числе национальной школы, в организации и проведении специальных исследований актуальных проблем общего и профессионального образования в стране. Оригинальные труды профессора Нигматова получили признание как в нашей республике, так во всей Российской Федерации: его обширные труды вносят много нового в дальнейшее развитие и совершенствование образования. Современная отечественная школа находится в состоянии поиска наилучших путей своего развития в XXI веке. Ушли в небытие идеалы «коммунистического завтра», и образование стало практически «свободным» от социального заказа, так как наше сегодняшнее общество не обрело пока еще сколько-нибудь ясной идеологической стратегии. Но школа не может жить без идеалов; более того, она обязана быть наставницей своих воспитанников и показать им достаточно ясные достойные цели, ради которых стоит жить человеку. Помочь школе обрести перспективные цели воспитания призвана педагогическая наука. В этом отношении весьма актуальными и востребованными следует признать исследования профессора Зямиля Газизовича Нигматова, в течение достаточно продолжительного времени занимающегося одной из актуальных для современной школы проблем - проблемой гуманизма как принципа и основы ее созидательной деятельности.

Главная задача, которую предстоит решать образованию в ближайшее время - научить жить вместе. Всячески развивая национальную культуру, родной язык, традиции своего народа, необходимо развивать и знания о других, об их истории, культуре, традициях, мышлении. Растущая взаимозависимость приводит к совместному анализу рисков, осуществлению совместных проектов, разумному и мирному решению даже неизбежных конфликтов.

А это значит, что в решении многих приоритетных задач общество объективно возрастает роль высшего образования. Именно в вузе формируется высокоинтеллектуальный, интеллигентный, духовно-нравственный человек. У истоков всех проблемных направлений стоял школьный учитель. Мы по праву гордимся нашими учителями. Это учителя обеспечили признанное во всем мире качество образования в нашей стране.

Татарстан строит современную инновационную экономику и хочет восстановить республику как регион интеллигентов. Хотя термин «интеллигент» вызывает вечные споры, но Татарстану, равно как и всей России, нужно интеллигентные люди с инновационным складом мышления.

А люди с инновационным складом мышления, естественно, должны формироваться в наших вузах. При этом следует иметь ввиду, что если прежде университеты выполняли главным образом просветительскую задачу распространения разумного, доброго и вечного и знание рассматривалось в основном как абсолютная ценность, то отныне возобладало понятие «полезное знание» (useful knowledge), т.е. знание, приносящее выгоду.

Отныне университет - это не только храм науки, но и market place в самом широком смысле этого понятия. В условиях, когда большое число отраслей и производств базируется на прикладной науки, опирается на инновации, высшее образование приобретает решающее значение для формирования как интеллектуального, так и экономического потенциала республики. Следовательно, знания превращаются в наиболее важный фактор экономического развития. Но отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь экономики с прикладными знаниями, может превратить инвестиции в науку и образование в растрату национальных ресурсов.

Скончался ученый-исследователь, действительный член Международной педагогической академии, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники, экс-ректор Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Зямиль Газизович Нигматов в мае 2019 года.

Источник информации: Анвар Хузиахметов